Успехи Эстонии – лицемерие ягнят?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: Henn Soodla / Pärnu Postimees

В том, что Эстония добилась серьезных успехов в области информационных технологий, сомневаться не приходится, тем более, что в опубликованном вчера рейтинге Freedom on the Net мы занимаем первое место, оставив позади США и Германию. Но так ли велики эти успехи на самом деле? Так ли все оно изнутри, как удается показывать снаружи? Ведь нам (и им) постоянно твердят, что и экономика у нас растет семимильными шагами, и финансы в удивительном порядке, и экспорт у нас гигантский, и безработица вот-вот станет отрицательной... Но мы-то с вами знаем, что все, мягко говоря, не совсем так.

Авторитетнейший инфотехнологический портал TechCrunch опубликовал вчера статью, в которой сделана попытка анализа того, почему США уступили в интернет-свободе «маленькой восточноевропейской стране».

Помимо ряда технических нюансов и резонной отсылке к размеру США, в статье приводится три причины, отчего США оказались в данном случае более отсталыми, чем Эстония. Рассмотрим эти пункты подробнее.

Во-первых отмечается, что в данной сфере в Америке царит олигополия, то есть власть немногих, ситуация, серьезно мешающая конкуренции и развитию. Гиганты AT&T, Comcast, Time Warner и Verizon контролируют 50% рынка интернет-провайдеров.

Но, простите, разве в Эстонии не та же самая картина (причем повсеместно)? Elion, Elisa, Tele2 и Starman, осмелюсь предположить, контролируют значительно больше половины рынка. Другое дело, опять-таки, в абсолютных величинах. И, как всегда, в маленькой стране те же и даже более серьезные недостатки не приводят к очень уж большим проблемам, а со стороны и вовсе незаметны.

Следующий момент – пиратство, против которого в США активно борются, закрывая сайты. В Эстонии с пиратством (как бы вы к нему ни относились) бороться бесполезно, потому что, опять-таки в силу размера, стоимость эффективных антипиратских акций на несколько порядков выше возможного выигрыша. В этом залог эстонской интернет-свободы.

В 2011 году, – пишет далее TechCrunch, – в Сан-Франциско был перекрыт доступ к мобильным сетям – чтобы предупредить протесты, вызванные тем, что полицейский открыл в метро стрельбу, а Twitter был вынужден выдать скрытые посты, касающиеся акции Occupy Wall Street.

В Эстонии все гораздо проще, не надо ничего перекрывать, тут можно просто друг к другу в гости зайти, что называется без звонка, как было лет 30 назад, – все рядом. А локальная «секретная информация» доступна за пиво, проставленное правильному сисадмину. И он никому ничего не скажет, особенно если пригласить его кое-куда побеседовать. А еще припоминаются странные утечки в прессу содержания телефонных разговоров некоторых политиков и бизнесменов. Или непонятная история, когда зачем-то понадобилось распечатывать (вдумайтесь только, может придти такое в голову здоровому человеку?) сотни личных мейлов...

Что же касается интернет-цензуры, которая тоже определяет «степень интернет-свободы», то в Эстонии большинство крупных сайтов допускают комментирование без регистрации (что редко на западе) и с постмодерацией, из-за чего на них нередко царит, очень мягко говоря, натуральное свинство. И те несколько случаев, когда комментаторы привлекались к административной ответственности, представляются весьма легким наказанием на фоне того, что можно прочитать даже после того, как модератор прошелся резаком. Не готов наш народ к такого рода интернет-свободе, не готов.

Далее TechCrunch перечисляет плюсы Эстонии.

Публичная сеть WiFi с широким покрытием (ну да, когда-то была даже бесплатной) и более чем 200 ISP (провайдеров я уже насчитал четыре, если очень постараться, можно вспомнить еще два-три, двести-то откуда?) – «позволяют наслаждаться одним из самых прогрессивных общественных интернет-сервисов в мире». Вообще, может, эти 200 провайдеров – это хотспоты, которые можно (законно!) настроить почти на любом компьютере и даже смартфоне. Но тогда 200 – мало.

И еще четыре в целом справедливых пункта.

«В Эстонии можно голосовать онлайн (на прошлых выборах 25% проголосовало онлайн больше, чем в Швеции, Латвии и Швейцарии, где это тоже разрешено)».

Конечно, если со стороны Эстония и различима, то уж точно неразличимо отношение значительной части публики к интернет-голосованию. Такая возможность, бесспорно, прогрессивна, но что-то явно не то с демократией. Кроме того, в отношении Латвии здесь просто ошибка – там данная возможность только обсуждается. Не разглядели из США, хорошо, что не перепутали.

Затем TechCrunch отмечает, что жители Эстонии имеют онлайн-доступ к их медицинским картам. Я что-то пропустил? С врачами, к счастью, пока не слишком часто встречаюсь, но сдается мне, никто мне мою медкарту просто так не покажет.

«Школьники и их родители имеют доступ через интернет к оценкам, расписанию и домашнему заданию». Здесь все правда.

И, наконец, отмечают американцы, «говорят, что всего за 18 минут в Эстонии через интернет можно открыть свой бизнес». Дело, конечно, хорошее, но не все и не каждый день свой бизнес открывают, да и ситуация у нас с малым бизнесом не айс...

Так что складывается ощущение, что у наших политиков и «визионеров» куда как лучше получается создавать имидж благополучной и прогрессивной страны, чем создавать благополучную и прогрессивную страну в реальности. Успехи есть, да, но они совсем не такие, как кажутся. Причем с информационными технологиями на фоне всего прочего у нас и в самом деле все не так плохо.

Комментарии
Copy
Наверх