Ernst & Young: впереди еврозону ожидает «потерянное десятилетие»

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: SCANPIX

Согласно осеннему экономическому прогнозу по еврозоне (Eurozone Forecast), составленному Ernst & Young и Oxford Economics, задержки с принятием необходимых для спасения еврозоны решений повлекут за собой большие потери, на ближайшие десять лет затормозив экономический рост на 1%. Исследование также гласит, что экономический рост в еврозоне в следующем году составит 0,1%, а в Эстонии – 3,1%.

«Что касается прогнозов на будущий год, то с ними нужно быть по-прежнему осторожным, но по итогам этого года результаты могут быть даже лучше предложенного в августе Министерством финансов показателя в 2,2%. Прогноз от Ernst & Young на этот раз тоже немного выше министерского», - прокомментировал исследование член финансовой комиссии Рийгикогу и бывший министр финансов Айвар Сыэрд. «При этом не хотелось бы соглашаться с тем, что позиция государственного бюджета оказалась слабее, а дефицит - больше и серьезнее, чем было запланировало. Госбюджет на следующий год составлен с небольшим дефицитом, но правительство ставило перед собой задачу не только сбалансировать ситуацию, но и достигнуть профицита, дабы восстановить ресурсы. Люди, отвечающие за планирование бюджетной стратегии, не могут и не должны отступать от этой цели».

«Нестабильность еврозоны, которую вызвали находящиеся в кризисе страны – это самый большой риск для экономического роста. Преимуществом Эстонии является то, что перспективы наших основных партнеров по экспорту лучше, чем средние по еврозоне, предприятиям хватает возможностей для экспорта, государство продолжает инвестировать в инфраструктуру и в водную экономику, а внутреннее потребление стабильно растет», - отметил Айвар Сыэрд.

«Сложности в еврозоне определенно влияют и на Эстонию. Прежде всего это выражается в низком спросе на экспорт наших товаров и в консервативной политике банков, хотя зарекомендовавшим себя в кризисное время предприятиям и бизнесменам сейчас банки сами предлагают кредиты», - рассказал партнер Ernst & Young Baltic AS Ивар Кийгемяги. «Косвенным негативным влиянием можно считать ухудшившиеся возможности для поиска работы за рубежом: экономическое положение там тоже усложнилось, поэтому привозить зарплату домой и тратить ее здесь становится менее реальным».

В то же время в докладе предлагаются решения относительно того, что должны изменить европейские предприятия, дабы приспособиться к сложившейся ситуации. Уже сейчас увеличился интерес к инвестициям в Россию, которая как раз привлекает тем, что экономический рост там до сих пор продолжается. «В Европе по-прежнему скептически настроены по отношению к бизнес-климату в России, поэтому эстонским фирмам тем более нужно использовать эту возможность. При этом мы точно столкнемся с серьезной конкуренцией со стороны латышских и литовских фирм, владельцы которых более осведомлены об атмосфере в российском бизнесе», - отметил Ивар Кийгемяги.

Согласно прогнозу Eurozone Forecast, в этом году рост экономики в Эстонии составит 2,3%, а в следующем – 3,1%. «Этот показатель, конечно, не сравним с ростом в 7,6% в 2011-м году, но он обеспечивает Эстонии позицию страны с самым быстрым ростом экономики в еврозоне», - рассказал Ивар Кийгемяги. «Замедление темпов роста связано прежде всего с экспортной способностью, которая в прошлом году достигла рекордного уровня, но ни в этом, ни в следующем году она не увеличится. На ближайшие годы для Эстонии буфером станут не входящие в еврозону Швеция и Россия, являющиеся для нас основными экспортными направлениями».

По словам Ивара Кийгемяги, спад в Эстонии смягчило и внутреннее потребление, например, по сравнению с прошлым годом в мае-июле розничная торговля выросла на 9%, к тому же, помогли и государственные инвестиции в инфраструктуру. «В докладе указано, что самым серьезным риском внутри нашей страны явилось то, что появившаяся из-за снижения во время финансового кризиса внутренних цен – в первую очередь, на рабочую силу – выгода пропала, что произошло из-за достаточно быстрого роста зарплат как в общественном, так и в частном секторе. Мы надеемся, что работодатели извлекли свои уроки, и в ближайшие годы общественный сектор не станет инициатором роста зарплат, эту роль нужно оставить частным предпринимателям», - сказал Кийгемяги.

По всей еврозоне в этом году экономический рост будет отрицательным и составит -0,5%, а в 2013-м году - 0,1%. Вероятность распада еврозоны, по мнению аналитиков, по-прежнему высока, поскольку необходимые изменения сложно воплотить в жизнь.

«Медлительность при реализации плана по спасению еврозоны, обусловленная непопулярными политическими решениями, может привести к так называемому «потерянному десятилетию», что означает снижение среднего роста экономики (2,3% в год) на 1% на ближайшие 10 лет», - рассказал ведущий консультант Ernst & Young Baltic Мярт-Мартин Аренгу. «В то же время, по оценке исследователей, средний уровень долга среди стран еврозоны по-прежнему сохранится на высоком уровне (примерно 90% от ВВП), а в таких странах, как Греция, Испания и Португалия, трудности будет вызывать и безработица».

«На сегодняшний день в еврозоне существуют три связанные между собой проблемы, которые тормозят экономический рост: страх перед спадом, который влияет на размер инвестиций и траты частного сектора; государственная бедность, в свою очередь уменьшающая доходы и спрос; и реформы, которые сложно проводить, поскольку они являются причиной высокого уровня долгосрочной безработицы», - объяснил Мярт-Мартин Аренгу.

Для сохранения еврозоны необходимо проведение Европейским Центробанком интервенций на рынке облигаций, реструктуризация долга Греции и дополнительная поддержка Испании и Португалии. «Претворяя все это в жизнь, страны волей-неволей будут двигаться по пути объединения к тому, что можно назвать федерацией национальных государств, фискальным и банковским союзом или как-то еще. Стоит обратить внимание и на то, что после изменения курса во Франции силы склоняются скорее на сторону Латинской Европы, поэтому Германия должна принять пакет мер роста с более высокой инфляцией и свободной налогово-бюджетной политикой», - сказал Аренгу.

Представленные в исследовании прогнозы и анализы опираются на экономическую модель еврозоны, составленную Европейским Центробанком. Указанная модель исходит из современных теорий и техник, который Европейский центробанк использует при составлении квартальных прогнозов. Исследование проведено совместно с Oxford Economics. С исследованием можно ознакомиться здесь.

Ключевые слова

Наверх