Власть № 4: евреи, геи, чернокожие и русские против Эстонии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иногда банан – это просто банан, а русский – это просто русский.
Иногда банан – это просто банан, а русский – это просто русский. Фото: Райго Паюла

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали революционную ситуацию, новый бюджет, забастовку медиков, а также проблемы русского языка на островах и не только.

Редактор портала газеты Õhtuleht Каролийна Васли сообщает читателям, что мало о чем жалеет, но вот о том, что не выучила в школе русский, жалеет точно. «Русский язык в Эстонии нужен, хотим мы того или нет. При поисках работы он точно пригодится. Как говорит глава отдела кадров Swedbank Сигне Каурсон, двуязычной молодежи в Эстонии проще... Найдутся критики, которые скажут, что изучение русского языка – пережиток прошлого. Все-таки в XXI веке мир (англоязычный мир) открыт. Это личный выбор каждого, но против фактов не попрешь: в XXI веке русский нужен и в Эстонии».

Китайский проще русского

«С преподаванием русского в Эстонии что-то не так, – пишет Райво Юурак в Õpetajate Leht, – это признают и те, кто учит русский, и те, кто ему обучает». Ученикам Курессаареской гимназии русский преподают пять лет, а китайский – два года, но по-китайски они говорят куда лучше, чем по-русски. А все потому, что учат обиходные китайские выражения, между тем обучение русскому традиционно завязано на грамматике, заучивании стихов Пушкина и так далее. Более того (вы не поверите!), эстонцы на Сааремаа сталкиваются в отношении русского с теми же проблемами, что и русские в Нарве в отношении эстонского:

«Сегодня все русские острова говорят по-эстонски, и необходимость в изучении русского отпадает сама собой. Не так уж много и рабочих мест, где требуется русский язык. Сааремааский ребенок слышит русскую речь и может говорить по-русски только в школе...» Между тем языковед Юлле Раннут считает, что эстонская школа «слишком моноязычна» и давно пора по крайней мере один предмет там преподавать на немецком, английском, русском или ином языке.

Не остались без внимания и проблемы русской школы. Журналист Eesti Päevaleht Андрес Лаазик считает, что с ней – «как с Бронзовым солдатом: в первых рядах защитников стоят люди, поющие сталинские песни. Более умеренные и ищущие компромиссов голоса слышны лишь на заднем плане. Вот и поступают с русской школой, как с Бронзовым солдатом: переезжают ее дорожным катком, потому что никто ничего лучше предложить не может... Разница между эстонцами и русскими преувеличена. Те и другие едят кислую капусту и пьют водку, чего не делают ни французы, ни итальянцы. Но в отношении языка разница заметна. Маленький народ не будет выступать против изучения иностранных языков, а большой привык получать все на своем языке. Для маленького народа знать иностранный язык – значит выжить. Вот почему эстонцу не понять, почему учитель средней школы не выучил язык страны, в которой живет. Он же образованный человек!»

Скоро, скоро грянет буря?

Атмосфера в стране накаляется все стремительней. Postimees сообщает, что, по мнению социолога Марью Лауристин, ситуация в Эстонии – «почти как перед Французской революцией, когда люди с активной жизненной позицией ощущают, что ими правят бездари». Даже если и хочешь что-то изменить – не можешь. Власть непробиваема. «Я говорила с мальчиком с косичкой, с молодыми директорами фирм, с врачами – все жалуются, что никто их не хочет слушать, – рассказывает Лауристин. – Возникает вопрос: куда направить их энергию, чтобы не разрушить общество, но развить демократию?» Социолог признается даже, что подумывала, не стоит ли изменить нашу систему выборов.

«Когда о революционной ситуации в Эстонии говорят разного рода аналитики, – пишет Õhtuleht, – правящая коалиция вольна высокомерно высмеивать их, как раньше высмеивала социологов. Но если это делает тяжелая артиллерия в лице лично Марью Лауристин, значит, дела у нас совсем плохи...» Редакторы газеты полагают, что ровно по этой причине власти планируют чуть-чуть поднять зарплаты широкому слою чиновников «по принципу разбрасывания денег с самолета».

«Кое-что обещали пенсионерам, не забыли и о шишках – некоторым главам госпредприятий решено поднять зарплаты на треть, ну а врачам хватит и трех процентов... Посмотришь со стороны – наши зарплаты конкурентоспособны: дворник получает 1000 евро, водитель мусоровоза – 1500, водители автобусов – больше 1200 евро, как рапортуют наверх главы фирм. За фасадом открывается другая картина. Бедняки дерутся за пищевые пакеты из Брюсселя... Население сверхкриминализовано, каждый третий попал в регистр наказаний». Если бы речь шла не о Лауристин, считает Õhtuleht, того, кто произнес слова о революции, точно упекли бы за решетку.

Педерасты и смерть

На страницах Postimees колумнист Мартин Кала пишет о совсем другой революции – нравов: «Перманентная революция в обществе и заключается в необходимости постоянного развития и изменении взглядов на других людей, будь то экзотические иностранцы, гомосексуалисты из соседней квартиры или русские в троллейбусе».

Как мы оказались рядом с гомосексуалистами? Очень просто: с точки зрения Мартина Кала, тех и других эстонцы жутко боятся. «В любом сетевом комментарии вы найдете страх. Геи уничтожают христианские семейные ценности, таллиннский гомопарад сотрясает основы общества. У нас боятся русских танков, идет тихая русификация страны, евреи плетут сети, в Эстонии поднимает голову фашизм, везде скрываются масоны, иллюминаты и международные банкиры – евреи, геи, чернокожие и русские, – и все они нападают на Эстонию. Не поймешь, от кого защищаться».

Тема гомосексуалистов на неделе получила неожиданное развитие. Журналист Пеэтер Выза в телепередаче на Kanal 2 пошутил: мол, у педерастов получаются коричневые дети. Бизнесмен Меэлис Нийнесте опубликовал в Postimees мнение «Педерасты и смерть», в котором дивится тому, как спокойно наш народ реагирует на дикую шутку журналиста. Молчание – знак согласия? «Зато большое недовольство вызвал недавно один островитянин, выступивший на ETV с недостаточным для требовательного зрителя континентальным акцентом. Может, он тоже был педераст?..» Нийнесте приводит слова архиепископа Пыдера («Церковь могла бы относиться к гомосексуалистам с той же заботой, что и к другим людям») и призывает, заключив с педерастами мир, сосредоточиться на достижениях в собственной спальне. Все равно мы все умрем.

Власть 3,14

Неблогонамеренное блогохульство

25 сентября известный своими провокациями ЖЖ-юзер tyoma (в миру дизайнер Артемий Лебедев) опубликовал в блоге картинку, состоящую из надписи, которая посылает бога (с маленькой буквы) в известном направлении. «Дума тут вроде собирается принять закон об оскорблении чувств верующих. Как известно, чувства верующих я... – дальше tyoma поясняет, что именно он делает с чувствами верующих. – Интересно, почему нет в планах закона, который бы запрещал оскорбление чувств неверующих? И вообще, вы библию-то хоть раз в руках держали? Там такая густая чушь написана про сына плотника, который решил, что он царь иудейский. При чем тут мы в XXI веке, а? Какое нам дело до ближневосточного фольклора двухтысячелетней давности?»

Православные активисты, будучи оскорбленными в лучших чувствах, решили подать на Артемия Лебедева в суд. Между тем масса блогеров озабочена законом всерьез. «Я атеист, и одним своим видом оскорбляю чувства верующих», – сообщает в ЖЖ ehidna_mau. «А если физик оскорбляет верующих доказательными заявлениями о невозможности существования бога, что тогда?» – вопрошает muacre. «Если закон о чувствах верующих угоден Богу, то Бог не благ и милосерден, а строг и суров... Если же закон Богу не угоден, то тогда он оскорбляет чувства истинных верующих непосредственно, поскольку сам по себе является богохульством», – пишет f_f.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх