Программа помогает решать проблемы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Член правления спортклуба Янек Сиска  (слева направо), председатель волостного совета Яак Пяхтер и директор Рыугеской школы Тоомас Раю уверены, что хоккейная площадка в Рыуге нужна всем.
Член правления спортклуба Янек Сиска (слева направо), председатель волостного совета Яак Пяхтер и директор Рыугеской школы Тоомас Раю уверены, что хоккейная площадка в Рыуге нужна всем. Фото: Силле Аннук

Европейский   инструмент соседства и партнерства, в рамках которого реализуется программа «Эстония-Латвия-Россия», позволяет   решать проблемы, важные для жизни на местах.

Где находится самая лучшая и современная открытая хоккейная площадка в Эстонии?

Большинству читателей и в голову не придет, что такая площадка находится в Рыуге. Между тем, именно такой ответ получил Postimees из Эстонского хоккейного союза на свой запрос.
Было время, когда Рыуге было известно на всю Южную Эстонию, здешний церковный приход был одним из самых больших. Но обнаружить за зданием церкви хоккейную площадку, каких нет ни в Таллинне, ни в Тарту, было удивительно.

Каким образом в относительной небольшой волости Вырумаа удалось построить хоккейную площадку нормальных размеров, отвечающую международным требованиям?

Благодаря Программе приграничного сотрудничества Эстонии и Латвии, в значительной мере финансируемой из Европейского фонда регионального развития. Эта программа не является чем-то уникальным для Европы, это часть политики приграничного сотрудничества, проводимой не одно десятилетие. Она направлена не только на укрепление связей между живущими в разных странах людьми, но и на то, чтобы содействовать экономическому развитию приграничных регионов.

Делать, так уж хорошо
Жители Рыуге не скрывают, что инициатива исходила от латвийской стороны. В небольшом городе Апе имеется по меньшей мере шесть хоккейных команд, но ни одной хорошей хоккейной площадки.

Так что латыши были очень заинтересованы в хоккейной площадке, чтобы не продолжать играть в хоккей на замерзающем зимой пруду, говорит председатель волостного совета Рыуге Яак Пяхтер. Так родился совместный проект о развитии хоккея.

Эстонцы, разумеется, решили, что если уж делать, то хорошо, и поэтому в Рыуге хоккейная площадка получилась намного лучше, чем в Апе. Ее строительство обошлось в целом в 140 000 евро, причем вклад волости в проект составил десятую часть этой суммы.

Теперь главная забота — содержать хоккейную площадку в порядке, и, как заверил Пяхтер, задача это вполне выполнима. Всего за один год местная хоккейная команда выросла втрое, в ней уже 40 человек, в Рыуге приезжают играть в хоккей из Выру и Пылва. Проводятся совместные турниры с латышами, на которых наши южные соседи демонстрируют более высокий уровень игры.

Рыугеская школа, как сказал ее директор Тоомас Раю, активно пользуется хоккейной площадкой. Зимой уроки физкультуры организуются таким образом, чтобы один урок в неделю был посвящен лыжам, второй — катанию на коньках. «При всей моей любви к лыжам приходится признать, что детям больше нравятся коньки», — сказал он.

Директор и сам стал играть в хоккей. «Хоккей на льду такой замечательный вид спорта. Когда полтора-два часа находишься на свежем воздухе, эмоции такие, что даже трудно описать», — рассказал он.

По словам Тоомаса Раю, поколение, не имевшее возможности кататься на коньках в таких хороших условиях, не одобрило строительство хоккейной площадки, и кое-кто из местных жителей не скрывал своего недовольства, считая, что волость Рыуге могла бы потратить деньги на что-нибудь более «полезное».

Как сказал Раю, люди просто не знают всех обстоятельств и думают, что площадка была построена исключительно на деньги волости. «Точно так же в свое время обстояло дело со спортзалом. В Выру в отделе образования на нас смотрели как на ненормальных, которые почему-то хотят построить спортивный зал больших размеров в Рыуге.

Тем не менее, спортзал построили, жаль, что не хватило средств на трибуны», — сказал директор школы, который в отличие от директоров многих других уездных школ не жа

Однако деньги, которые волость потратила на строительство хоккейной площадки, взяв банковский кредит, еще не поступили из Программы, хотя прошло уже девять месяцев. Как сказал советник по развитию волости Яанус Марк, отвечающий за проект, строительство площадки — это самая простая часть проекта по сравнению с бюрократической стороной и отчетностью. Такие вот удивительные вещи связаны с проектами.

Но, как отметили и Раю, и Пяхтер, своих средств на такие проекты у волости не хватило бы. Теперь на очереди следующий проект — искусственное травяное покрытие хоккейной площадки, чтобы ранней весной, когда еще нет травы, дети могли играть в футбол.

На прошедшей в Выру конференции, посвященной приграничным проектам, представители разных стран чаще всего говорили о том, что проекты, особенно если речь идет о некрупных проектах, могли бы претворяться в жизнь быстрее, а процедуры, касающиеся рассмотрения проектных предложений, были бы упрощены.

Сейчас самое время поговорить о будущем Программы приграничного сотрудничества, поскольку заканчивается этап, рассчитанной на 2007-2013 годы, и принимаются решения относительно следующего этапа.

Упрощение процедур
В том, что программа, полное название которой звучит следующим образом «Программа приграничного сотрудничества «Эстония-Латвия-Россия» в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства», будет продолжена, нет сомнений.

Правда, министр по делам регионов Сийм Кийслер предложил, чтобы впредь вместо Программы сотрудничества «Эстония-Латвия-Россия» были бы программы сотрудничества «Эстония-Россия» и «Латвия-Россия», поскольку намного проще договориться двум сторонам, а не искать нечто общее, что может объединить партнеров из трех стран.

Административная сторона проектов, которые не относятся к числу масштабных, могла бы быть упрощена, не проходя все бюрократические процедуры, которые предусмотрены для масштабных проектов, сказала в своем выступлении на конференции Бритт Вахтер из отдела развития Выруской уездной управы.

Как отметила Вахтер, сейчас расходуются огромные ресурсы, когда объявляются конкурсные туры, на которые представляется огромное количество проектов с очень широким тематическим разбросом, а в конечном итоге финансирование получают лишь некоторые из них, примерно десятая часть из представленных проектов.

Между тем, на то, чтобы составить каждый такой проект, требуется много времени, иногда несколько месяцев. По мнению Вахтер, конкурсы могли бы быть тематическими, чтобы на них представлялись проекты, объединенные конкретной темой.

«Когда мы просмотрели получившие гранты проекты приграничного сотрудничества в Пылваском, Валгаском и Вырумааском уездах и сравнили их с документами, касающимися развития уездов, то удивились тому, насколько мало они связаны между собой.

Думается, что при оценке масштабных проектов могли бы учитываться и региональные приоритеты», — сказала Вахтер, поднимая еще одну проблему, о которой говорили и представители других уездов.

На конференции прозвучало также, что наибольшую выгоду от программы приграничного сотрудничества Эстонии и Латвии извлекли Рига и Тарту. «Если мы хотим, чтобы впредь вся помощь не сосредоточивалась только в центрах, программа должна быть направлена именно на приграничные регионы», — сказала Вахтер.

Найти общий язык
Убедительный пример того, что проекты в рамках европейского инструмента соседства могут решаться без особых проблем, представил Генрих Берр, представляющий Программу приграничного сотрудничества «Германия-Австрия-Чехия» EUREGIO Bayerischer Wald.

Программа разделена на крупные, ключевые проекты и на микропроекты, заявки на которые можно подавать на своем языке и без излишней бюрократии, а софинансирование может учитывать работу добровольцев из расчета десять евро за один час.

В Эстонии форма подачи ходатайств на получение грантов, особенно в отношении небольших проектов, упрощена, кроме того в последнее время меньше требований предъявляется и к отчетности, заверила Хелена Ярвисте, и.о. директора технического секретариата Программы «Эстония-Латвия», действующего в Тарту.

«Конечно, речь не идет о том, что в проекте можно писать все, что вздумается, и указать некую сумму», — сказала Ярвисте.

Ярвисте не отрицала, что иногда камнем преткновения может стать английский язык, на котором следует составлять проект, но главное — не безупречный английский язык, заверила она, а сам проект.

Как сказала Ярвисте, уже сейчас можно привести немало примеров успешных местных проектов и сказать людям: дело стоит того, чтобы им заниматься. Впрочем, тут же добавила она, не надо сразу замахиваться на проект приграничного сотрудничества, возможно, имеет смысл взяться за менее масштабное дело.

Когда речь идет о совместных эстонско-латвийских проектах, нередко встает вопрос языка. Эстонский и латышский язык очень отличаются друг от друга, и понять друг друга людям, живущим по разные стороны границы, трудно.

Кроме того, представители старшего поколения не понимают, почему проекты не могут составляться на понятном им русском языке, которого в свою очередь не знает молодежь. Но, несмотря на проблему языка, проекты пишутся и претворяются в жизнь.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх