Война разлучила семьи

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сирийские дети-беженцы в приграничном лагере в провинции Хатай в Турции.
Сирийские дети-беженцы в приграничном лагере в провинции Хатай в Турции. Фото: AFP/SCANPIX

К концу года число беженцев из Сирии может достигнуть 700 000.

«Граница с Сирией очень близко от нас, — рассказывает Postimees Ахмет Эсреф Факибаба, мэр соотносимого с Таллинном по числу жителей города Санлиурфа, расположенного на юго-востоке Турции. — Ситуация на сирийской стороне сложная, много народу там гибнет».

В те дни, когда в соседней Сирии идут ожесточенные бои в Алеппо и организация UNCHR, занимающаяся при ООН проблемами беженцев, сообщает, что к концу года число покидающих Сирию беженцев может достигнуть 700 000 человек, в повседневной жизни города Санлиурфа, который находится на турецкой стороне, обнаружить признаки близости очага военных действий непросто.

Возле лавок, расцвеченных рекламой Coca-Cola и мороженного, суетятся торговцы, во дворе лицея молодежь играет в мяч, по улицам быстро передвигаются женщины, облаченные в достигающие земли серые халаты с длинными рукавами и хиджабы. По другой стороне улицы спешат гораздо более свободно одетые молодые люди на своих мопедах.

До границы лишь пятьдесят километров
Отсюда до охваченной гражданской войной Сирией остается всего лишь пятьдесят километров. «Европейский Союз, Турция и США могли бы сообща помочь (Сирии) найти решение», — надеется Факибаба.

Он является политиком из лагеря некогда правившей в Турции Партии справедливости и развития (АКР), но покинул ряды пришедшей к власти партии и вернулся в кресло мэра уже в качестве независимого кандидата.

То, что этот человек популярен среди горожан, подтверждает еще и то, что, когда мы поздним вечером прогуливаемся в пышном и красивом городском парке Санлиурфа, многие встречные прохожие хотят с ним сфотографироваться.

В период крестовых походов носящая то же самое название, что и вся провинция, столица Санлиурфа была известна под именем Эдесса. Сегодня среди ее жителей встречаются как турки и курды, так и арабы. По утверждению местных руководителей, все они дружно живут бок о бок.

Но Юго-Восточная Турция отнюдь не самое идеальное и безопасное место. Например, министерство иностранных дел Эстонии по причине угрозы терроризма не рекомендует совершать поездки в Восточную и Юго-Восточную Турцию, такой же точки зрения придерживается еще целый ряд западных стран.

Многие районы Восточной Турции — это поле деятельности сепаратисткой организации курдов РКК, и террористические акты отмечались в тамошних провинциях и в этом году.

В то время, пока Факибаба демонстрирует зарубежным гостям расположенный в пригороде потенциальный центр притяжения туристов — предположительно достигший возраста 12 000 лет храм Гёбекли Тепе, где в настоящее время ведутся раскопки, на расположенных по соседству вершинах их охраняют вооруженные люди.

Депутатов парламентов стран Европейского Союза, прибывших сюда для налаживания диалога с народными избранниками, на каждом шагу оберегает полиция.

«У нас тоже был терроризм, но мы сможем до конца решить эту проблему», — заявляет Postimees губернатор провинции Санлиурфа Селалеттин Гувенч.

По его словам, в данном регионе находится около 30 000 прибывших из Сирии беженцев, для которых было разбито несколько лагерей.

«Проблемы семей и с той, и с другой стороны тоже очень важны, — отмечает Гувенч. — Некоторые деревни, по сути, разделены пополам границей, и родственники живут по разные стороны».

Пересечение границы считается опасным
Избранная из расположенной рядом с Сирией приграничной провинции Мардин депутат турецкого парламента Гонул Бекин Сахкулубей сообщила Postimees, что здешние люди ощущают сирийский конфликт потому, что у многих в Сирии имеются родственники. Там принято сообща отмечать праздники. Теперь же всякое общение крайне усложнилось.

«Мы очень обеспокоены ситуацией в Сирии и искренне надеемся, что насилие там завершится, — заявила женщина, представляющая правящую консервативную партию АКР и являющаяся членом парламентской комиссии по иностранным делам. — Мы каждый день молимся за то, чтобы Сирия превратилась в такую демократичную страну, которую заслужил ее народ».

Колумнист одной из крупнейших турецких газет левой ориентации Milliyet Кадри Гурсел поясняет, что хотя в принципе жители Турции могут переходить через границу в Сирию, на самом деле это становится уже невозможным.

Во-первых, ситуация на границе со стороны Сирии может оказаться опасной. Во-вторых, по другую сторону располагаются пограничные пункты, которые либо закрыты, либо находятся под контролем нескольких оппозиционных группировок, и нельзя быть уверенным в том, какая из этих группировок в данный момент принимает тех, кто переходит границу.

В Турции, по словам Гурсел, официально сейчас присутствует уже 84 000 перебравшихся из Сирии беженцев, хотя может быть немало и тех, кто скрывается у своих родственников и не попадает под официальную статистику.

В провинции Мардин лагерей беженцев нет, но сам древний город Мардин расположен всего в двух десятках километров от границы с Сирией. Там проживают как турки и курды, так и арабы с сирийцами. Рядом с городом располагается действующий православный монастырь Дейрульзафаран. 

Сам Мардин стоит на склоне горы, откуда открывается прекрасный вид на простирающуюся на 270 километров Месопотамскую равнину. На протяжении веков в этом регионе вершились взлеты и падения столь многих известных цивилизаций, что почти на каждом шагу здесь встречаются памятники, имеющие историческое значение.

Внимание к этому региону со стороны турецкого государства проявляется в том, что в Мардин из Санлиурфа можно попасть по недавно проложенному гладкому шоссе, которое почти на всем своем протяжении имеет четыре полосы и представляет собой большой контраст с серовато-коричневым горным склонам, которые возвышаются в окрестностях. Из Мардина, как и из Санлиурфа, можно легко попасть на самолетах внутренних авиалиний в том числе и в столицу страны Анкару.

Расположенная рядом с Сирией Санлиурфа — это важный сельскохозяйственный регион. Губернатор Гувенч рассказывает, что земли там плодородные, а воды рек Тигра и Ефрата можно направить на благо земледелия.

В данный момент осуществляется проект, в ходе которого предполагается оросить еще миллион гектаров сельскохозяйственных угодий.

Важная роль сельского хозяйства заметна уже с шоссе. Фруктовые плантации сменяются зеленеющими полями и оросительными каналами. Местами появляются красные пятна: это выложены для просушки важные ингредиенты местной турецкой кухни — стручки острого перца.

Расходы на поездку журналиста оплатил Европейский Союз — программа турецкого межпарламентского диалога.

Ситуация

•    По данным UNCHR, организации по делам беженцев при ООН, сирийскую границу в направлении соседнего государства ежедневно пересекает 2000-3000 беженцев со стороны Сирии.

•    По прогнозам UNCHR, количество сирийских беженцев может к концу года достигнуть 700 000 человек.

•    По данным UNCHR, границу с Турцией уже перешли 200 000 сирийских беженцев, из них около 90 000 проживает в Турции в развернутых специально для них 12 лагерях беженцев.

Источник: UNCHR

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх