Холодная Эстония согрела женщину с юга

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сын Охран родился в Эстонии.
Сын Охран родился в Эстонии. Фото: Частный архив

Морозной зимой 1996 года Сяням Ялиева сидела на скамейке перед домом в Ласнамяэ. Она прожила в Эстонии уже несколько месяцев. холодный край навевал на нее отчаяние. Она хотела сбежать отсюда, хотела вернуться в Азербайджан, пишет Расмус Кагге.


Спустя 13 лет эта хрупкая женщина вспоминает о той истории с искренним смехом. Теперь Сяням, учительница Таллиннского детского сада Вормси, уже на очень хорошем эстонском языке рассказывает о том, почему она тогда, глотая слезы, сидела на этой скамейке.

Случилось так, что в 1995 году родившаяся и выросшая в Баку Сяням нашла свою любовь — Фикрета. Молодцеватый и славный великан приехал тем летом на отдых домой к родителям. Через несколько недель они сыграли свадьбу.

Для 25-летней девушки замужество означало крутой поворот в жизни. Дома дела у Сяням шли прекрасно. У нее было два высших образования — педагога и специалиста в сфере образования, а также работника культуры. Она работала научным сотрудником в государственном театральном музее.

Одна в чужом городе
Однако от всего этого ей пришлось отказаться, потому что Фикрет жил в Эстонии. Сяням, выросшая в интеллигентной азербайджанской семье, знала, где находится эта маленькая страна, но никогда не была в ней. К тому же у Сяням были свои давние, забавные предрассудки о прибалтийских государствах.

Она помнила, как в детст­ве смотрела популярный в 80-х годах латвийский телесериал «Долгая дорога в дюнах», в котором играли многие известные тогда эстонские киноактеры. «Тогда казалось, что где-то там, в Прибалтике, живут высокие, но очень холодные и тихие люди, которые совершенно не похожи на нас», — вспоминает Сяням, рост которой составляет всего 160 сантиметров.

Любовь взяла свое, и в декабре 1995 года девушка переехала в Таллинн. Фикрет, который сначала служил в Эстонии в советских войсках, а затем учился в Тартуском университете, к тому времени уже так здесь обосновался, что другой возможности просто не оставалось.

Поначалу жизнь в новом доме была интересной, но скоро Сяням стало скучно. Фикрет занимался сразу несколькими коммерческими проектами и с утра до позднего вечера пропадал на работе, а молодая жена сидела одна в четырех стенах. Работы у нее не было, она никого не знала и идти в чужом городе ей было некуда.

«В конце концов муж сказал: иди во двор, сядь на скамеечку и познакомься с кем-нибудь», — рассказывает Сяням. Однако эта идея завершилась полным провалом. Сяням нашла себе новых знакомых из соседних домов, однако их разговоры совершенно обескуражили молодую женщину.

Соседки все время удивлялись, почему она переехала из теплого Азербайджана в холодную Эстонию. Они говорили, что здесь ей делать нечего, а уж освоить эстонский язык не стоит даже пытаться. Как с заезженной пластинки раз за разом звучала страшная история о 14 эстонских падежах, о том, что они здесь родились, но так и не смогли выучить такой трудный язык.

«Мне и впрямь стало жутко, прямо отчаяние накатило», — признается Сяням. Несмотря на рождение в 1996 году сына Охрана, терпение женщины лопнуло, и она уехала вместе с малышом на родину.

Шесть лет семья жила встречами и разлуками. На зиму муж приезжал в Баку, остальное время жил в одиночестве в Эстонии. В 2003 году, когда в семье появилась дочь Айсель, все поняли, что дальше так жить нельзя.

Вторая попытка
Вернувшись в Эстонию, Сяням, которая к тому времени уже получила научную степень, стала находить время и параллельно с воспитанием детей начала писать романы. Скромная мать семейства полагала, что ее литературные опыты можно показывать только подругам, но недавно стало известно, что ее первая рукопись будет опубликована в Азербайджане.

Лицо этой женщины теперь светится счастьем, а история с бегством из Эстонии вызывает улыбку. «Теперь я здесь просто счастлива», — заявляет Сяням на прекрасном эстонском языке.

Со второй попытки Сяням совершила в Эстонии настоящий прорыв. Она выучила язык и сдала экзамены на гражданство, нашла новых друзей и работу, преподает в воскресной школе в Центре азербайджанской культуры. И это еще не все. Сяням, за три года освоившая все 14 падежей, будет преподавать эстонский язык в русском детсаду Муху.

Как такое возможно? Сяням говорит, что помогли ее упрямство и сердечные люди, живущие в холодной Эстонии. Она неустанно восхищается заведующей детским садом Вормси Айде Варе, которая не побоялась в 2006 году взять ее, знавшую по-эстонски лишь tere и head aega, на работу в эстонский садик.

С этого все и началось
«На первых порах я изъяснялась с помощью жес­тов, но родители и коллеги так поддерживали меня, что скоро я начала говорить на эстонском. Теперь для меня уже нет холодной и неприютной Эстонии», — рассказывает Сяням Ялиева.

Сегодня, сидя на той же скамейке перед домом, она беседует со своими соседками, пугавшими ее 13 лет назад жуткими историями, и те только удивляются ее рассказам и в один голос восклицают: «Невероятно!»

Люди «огненной земли» в Эстонии

На этой неделе Целевое учреждение интеграции выпустило в серии «Национальности Эстонии» пятую книгу, «Азербайджанцы», одним из соавторов которой является Сяням Ялиева.

Как явствует из этого издания, в настоящее время в Эстонии проживает более 6000 выходцев из Азербайджана — людей «огненной земли», из них самих азербайджанцев насчитывается более тысячи.

Азербайджанская диаспора появилась в Эстонии после Второй мировой войны, когда здесь стали оставаться демобилизовавшиеся военные, а также те, кто прибыл сюда в послевоенную пору для восстановительных работ.

В 1970-1980 годах, перед московской Олимпиадой, число местных азербайджанцев стало вновь расти, так как среди строителей, возводивших в Таллинне парусный центр и другие объекты, оказались и выходцы из Азербайджана.

Ко многим из них через какое-то время приехали родственники и друзья. Немало азербайджанских специалистов направляли в Эстонию по распределению. Работали и жили азербайджанцы в основном в Таллинне, повествует книга.

В Эстонии азербайджанцы имеют свою крепкую и дружную общину, создавшую одно из наиболее активных национальных культурных обществ. С 1988 года оно проводит в Эстонии дни национальной культуры, выставки, концерты и прочие мероприятия. (РМ)

Комментарии
Copy
Наверх