День Победы в Нарве празднуют как нигде в Эстонии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Райго Паюла

В полдень 9 мая на Пет­ровской площади в Нарве звучала, пожалуй, самая знаменитая песня военных лет. «Пусть ярость благородная вскипает, как волна, идет война народная, священная война...»


Наверное, Нарва — единственный эстонский город, где «гимн Великой Отечест­венной войны», как называют эту песню, звучит на главной площади.



С красным флагом

Председатель Союза российских граждан Юрий Мишин высоко держал красный флаг без какой-либо символики на полотнище. Георгиевская ленточка на лацкане пиджака была приколота значком в виде российского триколора. «Мне полагается носить такой значок как помощнику депутата Госдумы», — пояснил Мишин.



Он посетовал, что День Победы в Нарве «приватизировали» центристы, которые проводят его совместно с ветеранами, оттеснив Союз российских граждан.



«На этот раз к центрис­там хотят примкнуть социал-демократы», — указал он на елочную гирлянду, перетянутую красными лентами, которую приготовили для возложения к обелис­ку представители этой партии. «Попросил хотя бы дать слово на митинге, если дадут — значит, есть еще демократия в Нарве», — добавил Мишин.



Тем временем двое его соратников неподалеку раздавали георгиевские ленточки. Расходились они быстро. «Я тысячу ленточек раздал!» — сказал один. «А я десять тысяч!» — похвастался второй.



Дождавшись окончания очередной военной песни, заместитель председателя Нарвского горсобрания Лариса Оленина объявила порядок предстоящего возложения венков к стене с памятными досками, на которых указаны подразделения, получившие в годы войны звания Нарвских: «Первыми возлагают ветераны, затем — российское генконсульство, потом — все остальные».



И вновь над Нарвой зазвучала песня — «...но Москвою привык я гордиться, и везде повторял я слова: дорогая моя столица, золотая моя Москва!», официальный гимн столицы России.



Просто поздравил

На площади было много детей. Мальчик в матросской бескозырке советского военно-морского флота дарил цветы ветеранам. У одного из них, в мундире майора танковых войск с многочисленными наградами, задержался: о чем-то у них зашел разговор. Наконец, мальчик четко отдал честь майору и отошел.



«Я просто поздравил его с великим праздником Победы, а он меня поблагодарил», — сказал Артем Фомин, ученик 5-го класса Нарвской Пяхклимяэской гимназии. Бескозырку ему папа дал. «Он служил на Балтийском флоте, дважды Краснознаменном», — сказал Артем.



Лариса Оленина объявила начало возложения венков, и под аккомпанемент песни «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» люди направились к мемориальной стене.


Вслед за венками официальных делегаций цветы положили и сотни простых людей.



Среди них — молодой человек в черной униформе без знаков отличия в фуражке с красным околышком. Положив цветы, он долго стоял, приложив ладонь к виску — отдавал честь. Потом опустился на колено. Поднялся и быстро, почти бегом, пошел прочь. Мы все же догнали молодого человека.



Это был Владислав Николаев, он пришел сюда возложить цветы по поручению Ивангородской милиции. «Извините, тороплюсь на службу», — попрощался молодой человек и поспешил к пограничному переходу.



На площади в это время всеобщее внимание привлекла колонна старой советской военной техники — мотоциклы и автомобили. Приехали на них члены клуба любителей ретротехники из Нарва-Йыэсуу, одетые в военную форму старых образцов.



«Эти мотоциклы — первых послевоенных лет, — пояснил член клуба Павел Петраш. — А машина ГАЗ-67 — 1944 года, эта модель разработана по приказу Сталина, причем от проекта до производства прошел всего 51 день».



Все больше молодежи

Праздничные мероприятия продолжились в Темном саду. Здесь, у обелиска на Братской могиле, где покоятся останки около 30 000 человек, также были возложены венки и цветы.



Председатель Нарвской ветеранской организации Василий Афанасьевич Карзанов, участник штурма Рейхстага, сказал, что на сегодня в организации числятся 394 человека, это в 10 раз меньше, чем 25 лет назад. «Но меня радует, что праздники Победы с каждым годом становятся все многолюднее, все больше я вижу молодых людей», — отметил Карзанов.



Юрию Мишину слова так и не дали, зато предоставили возможность первым возложить венок от Союза российских граждан. У обелиска также звучали песни и стихи, только в живом исполнении. Была и минута молчания.



«А теперь — «День Победы»! — объявила в завершение церемонии Лариса Оленина. — Поют внуки и правнуки победителей. А мы все — вместе с ними».



Перед обелиском встали шестеро девочек, вокальный ансамбль Magic Land из клуба «Ругодив», и спели знаменитую песню. Многие подпевали, вытирая слезы.


Мемориальная стена в центре города и обелиск в Темном саду — не единственные места, где местные жители возлагают цветы.



Постамент с танком Т-34 у дороги в Нарва-Йыэ­суу также весь в цветах. Люди сюда приезжали целыми семьями.


Андрей Платонов с женой и сыном приехали из Кохтла-Ярве. «Мы взяли охапку цветов и возлагаем их во всех памятных местах нашего региона. Были в Синимяэ, отсюда едем в Нарву, — рассказал он. — Старшая дочь сегодня — по своему плану, а мы младшего приучаем помнить тех, благодаря кому сегодня живем».



Приехало такси. Хозяин машины, таксист Сергей Хусаинов приехал с женой Зоей и тремя малышами — Софьей, Тамарой и Тимуром. Тоже положили цветы.



Так Нарва праздновала День Победы. Наверное, примерно так же, как любой российский город. И только длинная очередь, тянувшаяся с российской стороны к пограничному переходу, напоминала, что Нарва все-таки эстонский город.

Комментарии
Copy
Наверх