Кому выгодно свернуть интеграцию?
На прошлой неделе партнеры Социал-демократической партии по коалиции — правые Партия реформ и Союз Отечества и Res Publica — решили, что для защиты своих интересов им будет проще избавиться от принципиальных социал-демократов, и разрушили правящий союз.
Три министра от Социал-демократической партии, в том числе и я, оставили свои посты в правительстве. Дальнейшая судьба этих должностей пока неясна.
Лично я ухожу из правительства с двойственным чувством: с одной стороны, за два года проделана большая работа, которой можно гордиться.
Мне посчастливилось собрать в Бюро министра по делам народонаселения трудоспособную команду специалистов, с помощью которых за этот срок удалось претворить в жизнь немало важных проектов.
С другой стороны, масса не менее важных проектов осталась недоделанной, и тем тяжелее оборвать этот труд «на полуслове». Целый ряд идей были отброшены премьер-министром и правыми партиями уже на начальном этапе, но со временем мне удалось хотя бы частично пробить эту стену непонимания и нежелания действовать.
Какие достижения Бюро министра по делам народонаселения в области интеграции стоит перечислить в качестве примеров?
Очень важным шагом стало создание новой интеграционной программы на 2008-2013 годы. В ней мы впервые открыто заявили о том, что интеграция — это не только изучение эстонского языка неэстонцами. Несомненно, это важный фактор, способствующий интеграции, но в то же время это лишь средство, а не цель. На самом же деле интеграция — это двусторонний процесс, в котором принимают участие и эстонцы.
И их отношение к интеграционному процессу за последние два года сильно изменилось — причем в лучшую сторону. Приведу лишь пару цифр.
Согласно результатам свежего опроса эстонской части населения страны, на вопрос «Пойдет ли Эстонии на пользу более активное участие неэстонцев в политике и экономике страны?» в 2008 году 64 процента опрошенных ответили утвердительно.
При этом в 2007 году эта цифра составила всего 28 процентов, а в 2005 — 23 процента. На вопрос, нужно ли считаться с мнением русскоговорящих жителей Эстонии, в 2008 году утвердительно ответили 59 процентов эстонцев, в 2007 — только 33 процента.
Разумеется, я не могу приписать подобное достижение лишь себе. Однако мой вклад в это, несомненно, тоже есть: два года я занималась тем, что в общении с журналистами эстоноязычных изданий детально объясняла свою позицию и принципы.
И если сначала эстонская аудитория воспринимала меня и мои идеи на министерском посту в лучшем случае снисходительно, то теперь ситуация в корне изменилась, и результаты говорят сами за себя.
Помимо интеграционной программы, удалось добиться того, что считалось неосуществимым на протяжении многих лет: курсы эстонского языка стали бесплатными для всех «серопаспортников» и граждан не входящих в состав ЕС государств — в том числе и России. С осени начнутся первые в новейшей истории Эстонии бесплатные языковые курсы, и это, поверьте, настоящий прорыв.
Незадолго до развала коалиции Бюро сумело обеспечить открытый бесплатный доступ к правовым актам Эстонии на русском языке по адресу www.estlex.com — этот шаг также можно считать беспрецедентным.
Сделано действительно много: и церемония гражданства, в ходе которой свидетельства о получении эстонского гражданства вручались в торжественной обстановке; и День национальностей, который впервые прошел в столичном культурном центре «Сальме» в октябре прошлого года и в котором приняли участие сотни людей; и упрощение порядка экзамена на гражданство; и финансирование цикла дискуссионных передач «Прямая речь» на Первом Балтийском канале, благодаря которой неэстонцы получают информацию о происходящем у нас в стране, как говорится, из первых рук.
В том, что премьер-министр Андрус Ансип после развала правящей коалиции заговорил о необходимости упразднить пост министра по делам народонаселения, для меня — да и для всех остальных, пожалуй, тоже — нет ничего неожиданного.
То, как председатель Партии реформ относится к проблеме интеграции и межнациональных отношений, мы могли воочию наблюдать в апреле 2007 года, равно как и после тех памятных событий, когда из соответствующих заявлений Ансипа стало совершенно понятно, что никаких выводов и уроков он из «бронзовой ночи» не извлек.
Так же естественно, что в вопросе упразднения этого министерского поста премьер-министр будет иметь полную поддержку Союза Отечества и Res Publica, представители которого неоднократно заявляли, что посты министра по делам народонаселения и регионального министра не нужны. Здесь правые партии в очередной раз проявляют завидное единодушие.
Увы, я с этой точкой зрения согласиться не могу, поскольку считаю вопросы демографии и интеграции одними из самых важных для нашего общества. Общества, где смертность по-прежнему превышает рождаемость, и где треть населения — неэстонцы.
Мне совершенно непонятно, каким образом можно регулировать межнациональные отношения и решать проблемы, уникальные для неэстонцев, не имея для этого специального министра или ведомства.
Во многих европейских странах, где т.н. некоренное население составляет далеко не треть и даже не четверть от общего числа жителей, тем не менее, существует специальный министр, ответственный за вопросы интеграции.
Упразднение в Эстонии поста министра по делам народонаселения вкупе с экономическим кризисом способно в недалеком будущем привести к кризису социальному.
Кто-то возразит, что моя позиция объясняется вполне понятными корыстными соображениями — мол, еще бы Пало не защищала этот министерский пост.
Однако все не совсем так: я не стремлюсь вновь занять кресло министра по делам народонаселения.
Для меня главное, чтобы эта должность сохранилась, потому что, в отличие от правых партий, я вижу, что она необходима, и понимаю, насколько она важна. А кто будет этот пост занимать — это уже другой вопрос.
В идеале министр по делам народонаселения должен быть все-таки «с портфелем», потому что меня, например, возмущает ситуация, при которой с уходом этого министра работу теряют все работники его Бюро. Не имеет значения, идет ли речь о политических советниках или специалистах — увольняют всех, причем эта практика продолжается уже более десяти лет.
И это, по-моему, в корне неверно — ведь в министерствах специалисты остаются на своих местах и со сменой министра, поскольку они имеют необходимые для работы ценные навыки и знания. И чем работники Бюро министра по делам народонаселения в этом плане хуже своих коллег из министерств, я не знаю. В итоге государство глупо теряет и людские, и денежные ресурсы.
В заключение хочется сказать, что эти два года дали мне невероятное количество приятных и радостных мгновений.
Это и встречи с интереснейшими людьми, и работа на благо нашего общества, и претворение в жизнь различных проектов, необходимых нашему населению — и эстонцам, и русским, и украинцам, и финнам, и белорусам, и представителям других проживающих в Эстонии национальностей, которых у нас всего 121.
Мы живем в мультикультурной стране, нравится это кому-то или нет, и, по-моему, это прекрасно.
Хочется пожелать всем нам большего взаимоуважения и более частого общения. Спасибо всем, кто добрым словом и делом помогал мне в этой непростой, но очень ответственной и приятной миссии сближения народов Эстонии.