В рамках Лотмановских дней, проходивших с 4 по 7 июня в Таллиннском университете, состоялась встреча с Владимиром Маканиным. Ее главной темой стал последний роман известного российского писателя «Асан».
Маканин: «Асан» тему Чечни не закрыл
Владимир Маканин (72), классик современной русской литературы, заявивший о себе еще в 60-е годы, и сегодня занимает видное место в литературном процессе.
Как сказала, представляя гостя, профессор Таллиннского университета Ирина Белобровцева, количество наград и премий, которые получал писатель, не поддается исчислению.
В прошлом году Владимир Маканин удостоен очередной — Национальной литературной премии «Большая книга» за роман «Асан».
Отзывы о нем были неоднозначными: это произведение и называли лучшим романом XXI века, и подвергали резкой критике. Роман «Асан» продолжает тему российско-чеченских войн, которую Маканин начал в середине 90-х годов рассказом «Кавказский пленник». И закрыл ее, как заявил издатель романа в предисловии.
«Это было написано без согласования со мной, — пояснил писатель. — Конечно, так нельзя говорить, а объяснили мне это так: ты, мол, хорошо пишешь, а мы должны хорошо продавать».
По словам писателя, особенно критично его роман приняли молодые литераторы, которые сами участвовали в чеченских войнах, — дескать, Маканин там не был, а берется писать.
На это он отвечает, что ветераны Отечественной войны 1812 года камня на камне не оставили от «Войны и мира» Льва Толстого за несоответствие фактам, тем не менее, о той войне мы знаем по роману Толстого.
По его словам, из одной критической статьи в другую кочует и такой упрек: откуда Маканин взял, что в Чечне нет бензина, когда там есть своя нефть, и бензин чеченцы сами делают?
«Я писал не об отсутствии бензина, а его дефиците, это разные вещи, — пояснил Маканин. — На нижней Волге, куда я каждый год езжу рыбачить, черной икры больше, чем где-либо на планете, но попробуйте ее купить. В Чечне с бензином — то же самое».
Действие в романе «Асан» происходит между первой и второй чеченскими военными кампаниями, когда больших боев не было, но происходили постоянные стычки между федералами и чеченцами.
Маканин рассказал, что толчком к написанию романа послужила его поездка по родственным делам в Моздок — город у границы с Чеченской Республикой. А точнее — разговоры, которые он там услышал. Особенно рассказ об одном ничем не примечательном бое.
Федералы атаковали чеченскую колонну бензовозов, подбили первую и последнюю машины — типичная тактика — а три, стоявшие в середине, оставались невредимыми, несмотря на ожесточенный обстрел с обеих сторон, так как каждая надеялась завладеть этими тремя цистернами.
«Это же готовый роман, подумал я тогда, — рассказал Маканин. — Осталось найти главного героя, и роман будет написан».
«Асан» — роман не вообще о чеченской войне, а о войне за бензин», — подчеркнул писатель.
Главный герой — майор Александр Жилин, ставший местным королем бензина, продававший его и федералам, и чеченцам, — только торговля оружием была исключена. Герой неоднозначный.
Для чеченцев он то Сашик, то языческий идол Асан, напоминающий Александра Македонского, который по пути на Восток часть кавказцев уничтожил, остальных загнал в горы, и они этого не забыли.
По словам Маканина, в своем романе он через Жилина и других героев попытался показать взаимоотношения между русским и чеченским народом, вообще между большим и покоренным малым народами, а они сложнее, чем их обычно описывают. Конечно, не случайно автор дал главному действующему лицу фамилию толстовского героя «Кавказского пленника».
«Если кто-то назовет моего Жилина подонком, я надеюсь, русская литература защитит его», — пояснил Маканин.
• Родился в 1937 году в Орске
• Окончил математический факультет МГУ
• Первый роман «Прямая линия» — 1965
• Автор более 20 книг
• Лауреат нескольких литературных премий, а также Государственной премии России по литературе (1999)