По данным Минфина, в Эстонии около 5000 жилых помещений сдаются в аренду чиновникам. В течение ближайших двух лет государство планирует упразднить эту систему и расторгнуть с чиновниками договоры об аренде жилья.
Государство хочет оставить чиновников без квартир
«Да, об этом говорили уже давно, но я ведь и не привязана к этой квартире», — сказала, услышав эту новость, одна из чиновниц, пожелавшая сохранить анонимность. По словам женщины, она получила служебную квартиру, когда ей как вынужденному квартиросъемщику пришлось освободить свою прежнюю жилплощадь в Кадриорге.
По заверению чиновницы, сейчас не играет особой роли, у кого снимаешь квартиру — у работодателя или частного лица. «Я ведь оплачиваю аренду, никто не разрешит мне жить в квартире бесплатно. Так что никакой разницы, кому платить за аренду жилья, нет», — заверила она.
Согласно проекту нового Закона о публичной службе, госслужащие могут пользоваться жильем работодателя до 31 декабря 2011 года. В дальнейшем государство хочет отказаться от сдачи жилья в аренду. Кроме того, в планы входит также отмена компенсаций расходов на аренду.
«Предоставление служебной квартиры чиновнику или компенсация расходов на жилье является необоснованным для публичной службы, поскольку речь идет о дополнительной льготе, которая не связана с исполнением служебных обязанностей», — сказала пресс-секретарь Министерства юстиции Диана Кыммус.
«Однако в некоторых учреждениях такая система может сохраниться. Например, ныне действующий Закон о пограничной службе предусматривает предоставление жилья для ротируемых (переведенных с одного места службы на другое) чиновников этого ведомства», — добавила она.
По словам советника отдела госимущества Министерства финансов Уку Хянни, государство может иметь имущество только для выполнения своих функций. «Если на это нет причин, у государства нет иной возможности, как только избавиться от этого имущества», — пояснил он.
По данным Хянни, в распоряжении различных учреждений Эстонии сейчас находится около 5000 жилых площадей. У Минфина нет четкой картины, поскольку до сих пор каждая организация сама занималась квартирным вопросом.
Полиция безопасности (КаПо) — одно из учреждений, работники которого имеют право проживания в служебных квартирах. Под предлогом сохранения гостайны в КаПо отказались обнародовать количество таких квартир.
«Можно сказать, что это количество было невелико и к настоящему времени уменьшилось. Ни одной квартиры дополнительно не приобреталось», — заверил комиссар КаПо Андрес Кахар. Отказ от служебных квартир он объяснил необходимостью экономить.
Имеющееся в распоряжении КаПо жилье приобреталось во второй половине 90-х и в начале нынешнего десятилетия. По словам Кахара, чиновники оплачивают аренду квартир по рыночной цене. Эта цена устанавливается на основании экспертизы, заказанной у фирм недвижимости, с учетом средней арендной платы в конкретном регионе.
«Нередко наши работники отказываются от служебной квартиры, потому что находят для себя более выгодные предложения на рынке жилья», — отметил комиссар. Как заверили в КаПо, служебные квартиры, от которых отказываются работники, поступают в распоряжение МВД, где и решают, что с ними делать дальше.
На вопрос, что же будет с 5000 служебными жилыми площадями через два года, когда государство откажется сдавать их в аренду, Хянни затруднился ответить.
«Если эти квартиры, согласно Закону о госимуществе, будут выставлены на продажу, у арендаторов будет возможность их выкупить», — сказал он и добавил, что у квартиросъемщиков при покупке не будет никаких преимуществ.
У тех чиновников, которые в свое время ходатайствовали о приватизации служебного жилья, но ходатайство не было удовлетворено, по словам Хянни, теперь появится возможность приватизировать жилплощадь. «Но для тех, кто не подавал подобного ходатайства, дать такое дополнительное право не представляется возможным», — добавил он.