Генсек НАТО: Россия не представляет опасности

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Фото: AP / Scanpix
(дополнено в 11.11)

Сегодня в Эстонию прибудет с визитом генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Он согласился ответить на вопросы обозревателя Ахто Лобъякаса.


Будучи генсеком НАТО вы активно ищете возможности улучшения отношений с Россией. Что изменилось?

Мой оптимизм (в сотрудничестве с Россией - ред.) зиждется на то, что у нас и России есть несколько областей, в которых нам угрожают одни и те же угрозы. Во-первых, нашим общим интересом является стабилизация ситуации в Афганистане. Во-вторых, терроризм. Россия сама пострадала от рук террористов.

В-третьих, оружие массового поражения, распространение которого не в интересах России или НАТО. В-четвертых, пиратство. И даже противоракетная оборона является нашим общим интересом. А также разоружение в ядерном секторе.

Конечно есть и области, в которых у нас существуют разногласия. Например, расширение НАТО и вопросы Грузии. Здесь мы следуем своим принципам. Однако разногласия не должны заслонять общие интересы.

Значит ли это, что теперь Россия готова к сотрудничеству?

Не сказал бы, что это будет легко. Однако мы получили из Москвы четкие сигналы о том, чтобы начать с начала. И это то, от чего я отталкиваюсь. Так как лучший способ гарантировать стабильность и безопасность всех стран Европы - снизить напряженность между Россией и членами НАТО. У нас есть обоюдный интерес в развитии стратегического партнерства НАТО и России.

Что Россия хочет получить взамен на партнерство?

Здесь нельзя говорить об уступках. Порою у меня складывается впечатление, что есть люди, которые так считают. Однако мы все можем извлечь выгоду из хороших отношений. Поэтому вместо уступок мы должны говорить об обеспечении безопасности Европы. Противоракетная оборона является хорошим примером. Говорили о том, что США изменили свои планы, чтобы задобрить Россию. Нет, новая система лучше старой. Она будет задействована раньше и защитит всех союзников. Русские не смогут нас больше обвинять в том, что мы действуем против них. Мы все выиграем от этого.

Россия недавно организовала большие учения у восточной границы Балтийских государств. Какие у НАТО планы по защите стран Балтии?

Во-первых, позвольте мне подчеркнуть, что, конечно, у нас есть планы по обеспечению безопасности и защиты всех членов НАТО, в том числе и стран Балтии. Гарантии, прописанные в пятой статье договора НАТО, являются достаточными, в них не стоит сомневаться.

Во-вторых, мы следили за учениями России очень внимательно. Мое убеждение состоит в том, что они не представляют опасности ни для одной страны члена НАТО. В то же время я хотел бы напомнить русским, что такие учения могут вызвать озабоченность некоторых стран, а доверие является очень важной частью нашей совместной работы.

От кого вы защищаете Балтийские страны?

Все равно от кого, от того, кто опасен. Главная задача НАТО - коллективная оборона. Хочу подчеркнуть, что так было в течение 60 лет и так будет впредь.

Готовы ли Вы поставить в один ряд слова «страны Балтии», «оборона» и «Россия»? Представляет ли Россия опасность?

Позвольте мне уточнить. Я не вижу в России опасности для стран Балтии или других союзников. Это один из моих принципов. Одна из моих задач - убедить русских, что НАТО не является врагом России. НАТО - не противник России. Отсюда и необходимость в стратегическом партнерстве. Если России что-либо и угрожает, то угроза исходит не с запада, а с юга - говоря очень прямолинейно. И я полагаю, что руководству России об этом хорошо известно.

Вы говорите, что разделяете с Россией общие интересы, а разногласия вторичны...

Нет, не второстепенны. Не делайте этой ошибки. Такие принципы, как территориальная целостность Грузии и других государств, для меня очень важны.

Так что же произошло с Грузией?

Я поддерживаю политику открытых дверей НАТО; ни одно государство вне НАТО не может наложить вето на решения о расширении НАТО. Я следую этим принципам. Они не вторичны. Но все это не должно затмевать тот факт, что мы все-таки имеем общие интересы по другим вопросам, по которым нам следует сосредоточиться на практическом сотрудничестве. Отсюда и моя идея о том, чтобы НАТО и Россия дали совместную оценку угрозам безопасности 21 века.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх