Сависаар и голоса русских избирателей

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эдгара Сависаара (справа) знали в Москве уже 1990-х годах. На фото: глава Комитета государственной безопасности (КГБ) Вадим Бакатин во время подписания осенью 1991 года с премьер-министром Сависааром договора о прекращении деятельности КГБ в Эстонии.
Эдгара Сависаара (справа) знали в Москве уже 1990-х годах. На фото: глава Комитета государственной безопасности (КГБ) Вадим Бакатин во время подписания осенью 1991 года с премьер-министром Сависааром договора о прекращении деятельности КГБ в Эстонии. Фото: Архив ETA

Эдгар Сависаар и Центристская партия завоевывали поддержку русскоязычных жителей в течение нескольких лет, и их конкурентам, по крайней мере, в ближайшие годы, будет очень трудно здесь что-либо изменить.



15 мая 1990 года русскоязычное Интердвижение организовало на Тоомпеа акцию протеста, которая грозила выйти из-под контроля: существовала опасность, что митингующие могут ворваться в здание правительства. И тогда премьер-министр Сависаар по эстонскому радио призвал народ собраться на Тоомпеа. К счастью, ситуация тогда разрешилась без кровопролития.



Когда в апреле 2007 года на Тынисмяги по приказу правительства начались раскопки, русскоязычные активисты отреагировали на это так бурно, как мало кто мог предположить. Однако мэр города Сависаар дистанцировался от поддержки правительства, а позже инициировал созыв форума «Гражданский мир».



Смена ориентиров

Эти события разделяет промежуток в 17 лет. В обоих случаях центр Таллинна был заполонен русскоязычными жителями с антиправительственными лозунгами.


Но если в первом случае протест выражался против Сависаара, то во втором — сам Сависаар направил стрелы критики в адрес тех, против кого выражали протест собравшиеся.



И неважно, что подоплека критики была разной, это осталось незамеченным. Молодые русские активисты решили, что их симпатии в эстонской политике могут принадлежать именно Центристской партии.



Речь идет о трансформации, заслуживающей отдельного внимания: персона, которую промосковски настроенные лица поначалу ненавидели, благодаря систематической деятельности последовательно превращалась из противника в сторонника и среди нового поколения иноязычных жителей завоевала горячую поддержку. Как это произошло? И почему?



Поначалу в основанной в 1991 году Центристской партии не было даже признаков будущего монопольного выразителя интересов русско­язычных жителей. Поскольку фундамент Сависаара как политика базировался на популярности Народного фронта, тогда у него не было никакой необходимости искать сторонников среди иноязычного населения страны.



Переманил избирателя

Осенью 1995 года скандал с магнитофонным записями вынудил министра внутренних дел Сависаара покинуть свой пост. На короткий срок он дистанцировался от политики, но потом снова возглавил Центристскую партию. В состав эстонского правительства эта партия не входила еще более шести лет.



В эти годы Сависаар сосредоточился в основном на муниципальной политике в Таллинне и начал проводить систематическую работу по привлечению голосов избирателей среди русскоязычных жителей.



За русскоговорящего избирателя острую борьбу вели и небольшие этнические партии. Самой успешной среди них оказалась Объединенная народная партия, которая добилась представительства в парламенте и при поддержке партнеров пришла к власти в нескольких городах страны.



Сависааровский «уход» в муниципальную политику продлился до 2002 года, когда к власти пришло правительство Сийма Калласа. Главной задачей этого правительства стало вступление Эстонии в Европейский Союз и в НАТО.



Но Сависаар и Центристская партия не забыли о своих русскоязычных избирателях. Министром народонаселения в правительстве двойственного союза стал, например, бывший мэр Нарвы Эльдар Эфендиев.



Выборы 2003 года продемонстрировали, что внимание Сависаара к иноязычному избирателю начинает приносить дивиденды. Центристская партия выиграла выборы в Рийгикогу, собрав более 125 000 голосов, в то время как основные фигуры местной русской политики из Объединенной народной партии набрали около 11 000 голосов и в состав парламента не прошли.



Таким образом, ниша интересов иноязычного избирателя в парламенте осталась без внятного представителя. И Центристская партия восполнила этот пробел. В декабре 2004 года Эстонию потряс политический скандал местного значения, когда вдруг выяснилось, что центристы заключили договор о сотрудничестве с находящейся у власти российской партией «Единая Россия».



В этом документе среди прочего сказано: «Стороны будут проводить консультации и обмениваться информацией по актуальным вопросам российско-эстонских отношений и в более широком международном контексте».



Роль монополиста

Осенью 2005 года муниципальные выборы в Таллинне вновь с большим перевесом выиграла Центристская партия, введя через свой список в состав Таллиннского городского собрания несколько новых русскоязычных фамилий.



В октябре 2009 года иноязычные жители государства, не имеющие гражданства, впервые после «бронзовой ночи» получили возможность выразить свою позицию голосованием на выборах. Эдгар Сависаар собрал в Ласнамяэ около 39 000 голосов и руководимая им Центристская партия одержала на выборах победу.



Статистика результатов выборов проводится не по признаку национальности или родного языка, но предвыборные опросы показали, что среди русскоязычных избирателей Центристская партия стала монополистом.



Комментарий


Арго Идеон


Русский министр как норма жизни


Для современной Эстонии уже немыслима ситуация, когда в составе правительства нет ни одной женщины-министра. Точно так же мы должны развивать традицию, согласно которой в кабинете могут быть представлены члены эстонского общества, чьим родным языком не является эстонский.



Несомненно, определяющими здесь должны стать критерии компетентности. Но утверждать, что в Эстонской Республике среди тысяч ино­язычных жителей нет ни одного человека, который справился бы с обязанностями министра, просто глупо.



Если нынешнее правительство меньшинства хочет упредить на выборах 2011 года вероятное заигрывание центристов с русскоязычным избирателем (если окажете нам поддержку, мы введем русских в состав правительства), оно должно само сделать этот шаг, причем задолго до выборов. Возможно, это придется сделать даже ценой восстановления поста министра народонаселения, упраздненного нынешней весной.



Правительственные партии могут тешить себя наивной надеждой на то, что жители Эстонии, ставшие гражданами во время правления Андруса Ансипа, окажут им поддержку автоматически.



Это напрасная надежда. С гораздо большей уверенностью сейчас можно предположить, что новоиспеченные граждане Эстонии, паспорта которых еще пахнут типографской краской, на выборах в Рийгикогу в 2011 году пойдут голосовать именно за кандидатов от Центристской партии.



Русский министр в составе эстонского правительства стал бы не определенной данью политкорректности или отступлением, а выразителем интересов значительной части общества.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх