Павел Иванов: Вопрос о примирении подняли лишь после выборов
Примечательно, что даже активиста (Райнера Нылвака, огранизатора проекта Minu Eesti. - Ред.) Нылвака повергла в шок действительность эстонского национального узколобия. Ведь мысль о примирении к нему пришла после результатов выборов, а для эстонского общества важнейшим итогом 18-го октября стала в очередной раз «загадочная русская душа».
Так вот, основной вопрос внутренней политики на ближайшие годы - как не обижать русских, чтобы они голосовали не только за Сависаара? По прошествии 18-ти лет новой Эстонии вопрос этот выглядит как невыученный урок: в 91-ом бескровие путча было гарантировано лояльностью неэстонской части населения, в октябре 2009-го маргинальные показатели «за Кленского» также стали проявлением лояльности. Что еще нужно продемонстрировать и что принести в качестве жертвы/доказательства?
За что мирить русских с эстонцами? Мы ведь не воюем, это поле битвы политиков, не нормальных людей. На этом фоне совсем другую причину обозначает опрос газеты «Столица»: 45% опрошенных об итогах выборов сказали, что провал правых партий обусловлен «аллергией на все русское». Значит, нет нужды примирять, а есть факт внутренней национальной неприязни (ненависти). А это общереспубликанской акцией не исправить.
Сейчас вновь о русских стали говорить с добротой. Только вот что русским от этих слов, ведь они все понимают. И живут, как и раньше. Не заискивая и не провоцируя.