Евгений Голиков: Национальная элита отодвинула русских от ресурсов и власти
Вопрос сформулирован таким образом, что можно понять, будто основой конфликта выступают межэтнические отношения («как примирить русских и эстонцев»). В таком случае причины конфликта (если он имеет место) следует искать либо в этно-культурной сфере, либо в психологии эстонцев и русских. Считаю, что такая постановка вопроса говорит о непонимании природы той ситуации, которая сложилась в Эстонии (Латвии, Литве, да и в ряде других новых государств на территории бывшего СССР).
На самом деле, межэтнические отношения и их история почти ни при чем. Причина - в специфике распада СССР, позднейшей интерпретации этого процесса разными участниками и желании получить одностороннюю выгоду от такой интерпретации.
Как известно, на этапе перестройки преобладало стремление к демократическим преобразованиям СССР, после проведения которых открылась бы возможность и для справедливой переоценки истории, и для восстановления исторической справедливости. Оценка СССР как недемократической политической системы, в которой под лозунгами социалистической демократии скрывалось корпоративное государство чиновников (разновидность полуфеодальной политико-экономической системы), могла объединить самые разные направления общественной мысли - от демократов-социалистов, до либеральных сторонников частной собственности, от интернационалистов до националистов и т.д.
Но СССР развалился еще до фактического начала демократических реформ, и появилась возможность воспользоваться оставшимся бесхозным наследием. Почти во всех бывших республиках СССР выступавшие под демократическими флагами элиты политических протестантов (нередко эти флаги брали в свои руки старые партийные начальники регионов, что типично для Средней Азии, России и Белоруссии), поменяли направление с демократического на национально-демократическое. Причем слово демократия все больше оказывалось ни при чем.
Поэтому и в Эстонии мы имеем ситуацию, когда все беды эстонского народа объясняются оккупацией, а это означает и реальное разделение населения на оккупированных и оккупантов. Одни - жертвы, вторые - преступники . Причина такого разделения - политико-экономическая. Она позволила отодвинуть неэстонское население от материальных ресурсов и власти, а обоснование - вина русских за оккупацию.
Возникает вопрос: на какой почве и по поводу чего может состояться примирение. Мне ясна ситуация, но я пока не очень понимаю мотивов авторов проекта.