За последние дни произошло сразу несколько интересных событий, никак не связанных между собой по содержанию, но очень схожих по сути.
Реформа ради реформы?
Разные они, так как касаются различных тем общественной жизни. Схожие — потому что возникли при участии одних и тех же групп людей. Под группами я подразумеваю партнеров по коалиции: Партию реформ и Союз Отечества и Res Publica, а под событиями — приостановку двух намечавшихся реформ: школьной и административной.
Реформа школы сама по себе непонятна. Запутаны методы ее проведения, туманен конечный результат, но самое главное — невозможно уяснить, зачем эта реформа вообще нужна.
Поэтому абсолютно логичным представляется шквал критики в адрес министра образования и его начинаний. Но суть даже не в этом. Суть в том, что так долго вынашиваемый проект реформы школы от IRL уже на втором этапе проведения его в жизнь был остановлен партнером по коалиции — Партией реформ.
В этой связи сразу же возникает ряд вопросов. Прежде всего, почему член кабинета министров занимается проектами, которые идут вразрез с коалиционным договором? И есть ли вообще у правительства во главе с премьер-министром план приоритетных проектов и очередности их проведения в жизнь. И если проект школьной реформы считается приоритетным, то почему партнер по коалиции открыто выступает с критикой, по сути, общей работы?
Может быть, законопроект действительно настолько плох, что его в таком виде развивать нельзя. Однако похожая ситуация складывается и с другим политическим приоритетом IRL — административной реформой.
Сегодня многие специалисты и ученые сходятся в том, что административная реформа нужна. Они считают, что 226 единиц самоуправлений для маленькой Эстонии многовато, а естественный процесс их объединения происходит медленно. Инициатором реформы опять же выступил министр по делам регионов, член IRL.
И опять представитель Партии реформ, премьер Андрус Ансип выступил с заявлением о том, что Эстония в административной реформе не нуждается. Отметив при этом, что у нас нет причин стыдиться своих местных самоуправлений. Что тут можно сказать?
Такое заявление, по сути, сводит на нет все труды министра на протяжении последнего времени.
И возникают опять те же вопросы: зачем министр занимается неприоритетным направлением и разве не коалиционным соглашением должны быть оговорены столь важные изменения общественной жизни? В этой ситуации наиболее интересным видится то, что ни руководители IRL, ни сами министры не выступают с критикой действий партнера и не желают всеми силами отстаивать свои идеи.
Возникает ощущение, что со стороны Партии реформ идет проверка на предмет того, насколько жестко она может манипулировать своим партнером, в то время как Союз Отечества и Res Publica любой ценой желает остаться у власти, понимая, что новых партнеров по коалиции из-за политики конфронтации партии не найти. А потому она и готова поступиться своими принципами.
Из всего этого можно сделать один вывод: за год до парламентских выборов правительство явно не в состоянии двигаться дальше и решать сложные задачи, которые перед ним стоят. Иначе чем объяснить, что сегодня оно не может определиться в приоритетах и вместо конструктивной работы лишь делает вид, что работает?