Необоснованные ограничения

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Первые полосы газет Postimees, Õhtuleht, Äripäev 18 марта остались пустыми - таким образом издания выразили свой протест против законопроекта Ланга.
Первые полосы газет Postimees, Õhtuleht, Äripäev 18 марта остались пустыми - таким образом издания выразили свой протест против законопроекта Ланга. Фото: Peeter Langovits
Законопроект стремится ограничить права СМИ.

Много лет мы привыкли считать свободу журналистики само собой разумеющейся. Согласно индексу организации «Репортеры без границ», в прошлом году по части свободы СМИ Эстония занимала в мире 6-е место, а согласно рейтингу Freedom House — 14-17-е.



С точки зрения читателя, слушателя и зрителя свобода прессы является гарантией того, что он может получать правдивую информацию о происходящем в стране. Все это особенно актуально при отслеживании в Эстонии деятельности публичной власти.



Обсуждаемый сейчас в Рийгикогу законопроект 656SE стремится ограничить права СМИ на сбор информации, поскольку устанавливает строгие и явно раздутые ограничения по части защиты своих конфиденциальных источников информации.



В том виде, в каком законопроект предлагает М­ин­юст Рейна Ланга, закон будет максимально препятствовать журналистским расследованиям, которые и без того находятся под прессингом спада экономики и вынуждены соперничать с развлекательной индустрией.



Частью правового пространства Эстонии являются вердикты Европейского суда по правам человека, которые со всей ясностью признают принцип защиты источников. При необходимости суды Эстонии могут толковать эти судебные постановления.



Разумеется, принцип защиты источников можно вписать и в законодательство Эстонии. Однако законопроект Ланга, к сожалению, дал бы властям гораздо больше свободы, чтобы требовать от журналиста раскрытия источника, а в случае отказа наказанием может стать даже реальное тюремное заключение.



Наименее удачная часть законопроекта позволяет нарушить защиту источника в случае многочисленных утечек информации. Например, это относится к передаче в СМИ материалов закрытых судебных заседаний.



В последнее время закрытыми объявлялись даже такие заседания, на которых рассматривались дела о коррупции, хотя обнародование происходящего в зале отвечало бы интересам общества. Эту часть, несомненно, следует исключить из законопроекта.



При расследовании тяжких преступлений нарушение защиты источников  допустимо только в тех случаях, когда жизнь и здоровье хотя бы одного человека остается в опасности и если через использованный журналистом конфиденциальный источник нельзя выйти на преступника.



Например, если бы давший интервью кому-то из журналистов конфиденциальный источник был  осведомлен о том, кем является таллиннский убийца, орудующий битой, то раскрытие такого источника следователям было бы правомерным.



В законе Рейна Ланга установлены и штрафы для СМИ, призванные воспрепятствовать тем или иным публикациям. Речь идет о такой запутанной и игнорирующей право юридической регуляции, что принятие подобного закона было бы совершенно необоснованным.             

Комментарии
Copy
Наверх