Чтобы изменить ситуацию, при которой 90% моряков в Эстонии не платят государству ни сента из своих ежемесячных заработков, необходимы срочные перемены, утверждает президент Морской палаты и член парламента Тармо Кыутс.
Государство теряет налоги моряков
Говоря о конкурентоспособности эстонского мореплавания по сравнению с мореплаванием других стран Балтийского моря, стоит вспомнить высказывание Тойво Ниннаса, долгое время возглавлявшего Эстонское морское пароходство: «Эстония не может упрямо продолжать играть в дурака, если другие страны уже давно играют в покер».
Глядя на количество судов, которые ходят под эстонским флагом и экипажи которых связаны с госбюджетом Эстонии, не остается ни малейших сомнений: говорить об Эстонии как о морской державе уже просто неуместно. Из примерно 10 000 моряков Эстонии налоги государству платят около тысячи.
Причина проста: весь гражданский флот Эстонии состоит из нескольких пассажирских судов Tallink, паромов Saaremaa Laevakompanii, курсирующих между островами Западной Эстонии, и двух малых торговых судов Eesti Merelaevandus. Для сравнения: у наших южных соседей один только торговый флот насчитывает примерно 60 торговых судов.
«Из судов, находящихся под управлением резидентов в Эстонии, целых 60 торговых судов ходят под флагами других государств и платят налоги в бюджеты этих стран, — сказал Тармо Кыутс. — Эти суда надо вернуть в наш регистр, но для этого Эстония должна создать такие же льготы, как и наши южные соседи или другие страны Евросоюза».
Льготы по налогам
Если сравнить предлагаемые судовладельцам со стороны эстонского государства льготы, то Финляндия, Латвия и Швеция намного опережают нас. Также как и Литва, и другие страны Прибалтийского региона.
Латыши уже четыре года назад поняли, что спасти мореплавание от смерти могут лишь налоговые преимущества со стороны государства. Льготы, которые Эстония предоставлять не желает.
Итак, Латвия установила для моряков, ходящих на судах под ее государственным флагом, серьезные налоговые льготы. В результате два крупнейших пассажирских судна эстонской фирмы Tallink — Romantika и Regina Baltica — стали ходить под латвийскими флагами, а налоги с зарплат около 500 работающих на этих судах человек поступают в госбюджет Латвии.
«Один только капитан Tallink экономит за счет хождения под латвийским флагом 230 000 крон в год, а целое судно размером с Regina Baltica — 17 миллионов крон, — сказал вице-председатель Независимого профсоюза моряков Юри Лембер. — Я знаю, что кое-кто может сказать, что из-за льгот Латвия получает денег меньше, чем могла бы. Однако эстонское государство не получает вообще ни сента».
Подобно морякам, работающих на судах под латвийским флагом, многие другие моряки также платят налоги со своих зарплат в бюджеты зарубежных стран. Единственное утешение, что свои деньги они тратят в Эстонии, и государство получает от них доход в виде налога с оборота и прочих налогов на потребление. Но на этом все и заканчивается.
По словам Юри Лембера, только налогов с зарплат моряков эстонское государство лишилось на сумму примерно в 1,5 миллиарда крон.
«В принципе, из-за действующих в Эстонии законов ходящие под нашими флагами суда находятся в худшем положении по сравнению с конкурентами», — сказал Лембер.
По мнению Кыутса, при сохранении нынешней ситуации уже через пять лет у нас в регистре не останется ни одного приличного судна. «Зачем эстонскому судовладельцу из одного лишь патриотизма ставить себя в худшее положение на международном рынке?» — спрашивает Кыутс.
По этой причине главной из четырех основных поправок к законодательству, представленных Морской палатой, является введение льгот по социальному и подоходному налогу для судовладельцев Эстонии.
Как утверждают авторы идеи, в выигрыше от этих поправок будет главным образом эстонское государство. Польза для эстонских моряков заключается в том, что им не придется в случае болезни на родине оплачивать лечение в больнице. «На самом деле три четверти времени моряк проводит в море, а там расходы на его лечение покрывает судовладелец», — заметил Лембер.
• Эстония возвращает за судно водоизмещением свыше 500 тонн
1 000 000 крон социального налога в год.
• Финляндия и Швеция возвращают судовладельцам 100% всех налогов.
• С зарплат у команд судов, ходящих под флагами Литвы и Голландии, вообще не взимается подоходный налог.
• Латвийские судовые офицеры платят 26% подоходный налог с суммы в 2,5 минимальных зарплат, или 107 латов с 450 латов.
• Рядовой состав платит подоходный налог с 1,5 минимальных зарплат. К этому прибавляется налог по социальному страхованию, который пропорционально составляет 9% от тех же сумм.
Я занимаюсь этой проблемой последние 12 лет. Сейчас у нас еще есть два торговых судна, но при сохранении нынешнего положения им тоже скоро придется менять флаги.
Мы не смогли сделать судоходство Эстонии конкурентоспособным, так как определенные политики и государственные чиновники в этом вопросе придерживаются негативной позиции. Нам говорят: докажите, что Эстонии вообще нужно морское судоходство.
Эти люди, видимо, до сих пор не поняли, какое географическое положение занимает страна, в которой они живут. Министр экономики Юхан Партс понимает проблему, однако дела идут не так быстро, как нам бы хотелось. В конце концов мы достигли того, что впервые в парламенте будет обсуждаться мореходство как дело государственной важности.
Мы должны вернуть наши торговые суда обратно в регистр Эстонии. Мореходство нуждается в помощи государства, как это делают другие страны ЕС, предоставляя этой отрасли различные льготы. Эстонское государство лишается налоговых поступлений с зарплат моряков, которых мы сами обучили.