День 9 мая имеет разное значение для разных групп населения Эстонии, и это разделение может не только сохраниться, но и стать более выраженным, полагает депутат Рийгикогу, член Центристской партии Владимир Вельман.
Вельман: 9 мая продолжат воспринимать по-разному
Владимир Вельман по телефону ответил на вопросы Postimes.ru по теме 9 мая.
Что значит день 9 мая для жителей Эстонии?
Для разных групп населения в Эстонии 9 мая имеет разное значение. Согласно официальной эстонской пропаганде, если верить словам президента Ильвеса, оккупация Эстонии закончилась в 1994 году, так что официально довлеет теория оккупации. Для русских в Эстонии 9 мая означает прежде всего праздник победы, я бы сказал, великой победы цивилизации над мракобесием.
Это разделение сохранится и может усилиться. Во время освещения 9 мая на государственном (общественно-правовом. – Ред.) телевидении негатив искали всеми силами. Удалось найти двоих мужчин в Тарту, которые где-то за углом выпили водки. Это говорит о том, что официальная пропаганда дудит в одну дуду и не понимает глубинных причин процессов, происходящих в Эстонии.
Почему ежегодно тысячи людей несут цветы на Военное кладбище, к другим монументам и могилам советских солдат?
Здесь две причины. Первая – День Победы как таковой, но во многом на него накладывается протестное восприятие доминирующей идеологии. Вторая причина – резонанс апрельских событий 2007 года.
Для русских в Эстонии нет другого знакового дня, и 9 мая люди полугласно высказывают свои настроения. Это день подъема общественной активности, у которой нет другого канала выхода из-за отсутствия, например, мощных профсоюзов. Кроме профсоюзов в Эстонии в принципе нет мощных общественных движений, каждая организация тянет одеяло на себя.
Может ли инициатива «Ночного дозора» по регистрации членов русской общины Эстонии и выборам ее лидеров привести к созданию подобной мощной организации?
Если бы движение «Ночной дозор» осталось на уровне народной инициативы, то может быть, да, но сейчас по сути его узурпировала политическая группка.