Евро грядет — что дальше?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Март Лаар.
Март Лаар. Фото: Mihkel Maripuu

Лучше спорить из-за разного видения будущего, чем из-за того, кто лучше умеет давать обещания. Вместо того чтобы морочить избирателям голову, в эстонской политике следовало бы говорить о том, какой мы хотим видеть Эстонию через 20 лет, и что мы должны сделать для достижения этого, пишет лидер IRL Март Лаар.

Первое и самое важное решение о вхождении Эстонии в зону евро принято. Может, кто-то и думал, что на следующий день после этого трава станет зеленее, а небо — голубее, но этого не произошло.

И не потому, что окончательные решения еще только предстоит принять, а потому, что евро сам по себе не сотворит у нас чуда. Это чудо мы должны создать сами.

Евро может принести нам большую пользу, но в то же время он может оказать и негативное воздействие. Расширение зоны евро являет собой пример обоих вариантов. То, каким путем пойдем мы, будет зависеть от того, что мы будем или не будем делать.

Так что же нам следует предпринять, чтобы евро принес нам выгоду, а не урон? Во-первых, ни в коем случае нельзя впадать в эйфорию. Настроения эстоноземельцев зачастую колеблются очень сильно — от полного уныния и пессимизма мы с необычайной скоростью приходим к небывалому оптимизму, и наоборот.

А в таком состоянии трудно принимать взвешенные решения. Каким бы мы ни представляли свое будущее, нам нужно вбить себе в голову, что евро — это не волшебная палочка. Если мы хотим эффективно использовать его, то должны сами серьезно работать.

Именно в ловушку такой эйфории и всеобщего самодовольства попали страны еврозоны во главе с Грецией, которые сейчас переживают серьезные трудности.

Денежный дождь, пролившийся на них в момент присоединения к евро, покрыл все прблемы, требовавшие решения, и создал ощущение, будто можно делать любые глупости, а евро выручит в любой ситуации. От еврозоны ждали, что она будет молоть деньги так же, как волшебная мельница изобилия Сампо из древней финской мифологии. Но не тут-то было! На деле именно это во многом и способствовало попаданию в долговую ловушку.

В связи с этим присоединение Эстонии к зоне евро наряду с новыми возможностями несет и опасности. Первая из них — жизнеспособность экономики Эстонии в будущем. В рапортах, касающихся перспектив эстонской экономики, подчеркиваются две опасности — это, во-первых, инфляция, а во-вторых, исходящие из высокого уровня безработицы социальные и бюджетные проблемы.

Если в первом случае государству следует просто экономить деньги, то сокращение безработицы бросает настоящий вызов. 50 000 рабочих мест, которые в прошлом году пообещал IRL, вот-вот будут созданы, рост безработицы остановлен, однако для того, чтобы существенно понизить ее уровень, уже нужны следующие 50 000 рабочих мест. Реальных, а не временных рабочих мест. И это тем сложнее, что какого-либо массивного роста экономики у нас в этом году не ожидается.

Во-вторых, нам нужно ответить на вопрос: научил ли нас чему-нибудь нынешний кризис? Худшее, судя по всему, осталось позади, и я с ужасом наблюдаю, как из карманов опять достают розовые очки и впадают в благостное состояние полного довольства собой. Ситуацию не облегчат и приближающиеся выборы, в ходе которых должно выясниться, какая партия все-таки осчастливит нас и лучше всех пообещает достать Луну с неба. Но у каждого красивого обещания есть своя цена, а денег у Эстонии не будет и в ближайшем будущем.

Можно, конечно, забыть о необходимости развития и наобещать молочные реки с кисельными берегами — чтобы потом опять оказаться перед разбитым корытом. Нам следует благодарить небо за то, что в мире разразился кризис экономики. Ведь если бы все данные в прошлые выборы обещания действительно были исполнены, сейчас мы находились бы в такой же ситуации, как Греция, а может, и в гораздо худшей.

Нам предстоит решить четыре конкретные задачи.
Во-первых, избежать попадания в долговую ловушку. До сих пор это удавалось благодаря желанию попасть в зону евро — это не позволяло решать свои проблемы за счет кредитов.

Теперь эта дверь, с одной стороны, открыта, но с другой стороны, увеличив кредитную нагрузку, мы не сможем выполнять свои обязательства. Во-вторых, решительно улучшить предпринимательскую среду, поддержать инновации, обеспечить приток мозгов и «умных» инвестиций в Эстонию.

Речь идет о конкретной программе, предполагающей снижение налоговой нагрузки, развитие инфраструктуры (особенно транспорта), а также такие шаги, как основание инфотехнологической академии, повышение качества образования, введение лимита на социальный налог, налоговых льгот и тому подобного.

В-третьих, сохранять бюджетный баланс. Сейчас мы еще далеки от этого, поскольку до сих пор живем в долг. Но это не способствует жизнеспособности. Деньги, появляющиеся в ходе восстановления экономики, мы должны использовать только для выполнения прежней задачи и приведения бюджета к балансу.

На бумаге это выглядит хорошо, но на деле это означает замораживание правительственных расходов не на один год, а на несколько лет. Выбившие нас из равновесия гонки с повышением зарплат больше не должны повториться.

В-четвертых, С целью накопления политических бонусов следует довести до конца незавершенные и запланированные, но не начатые, проекты, в первую очередь — административную и образовательную реформы. В противном случае правы окажутся те критики, которые утверждают, что Эстония погрязла в стагнации, что она устала и больше не способна на что-либо новое.

Но нельзя забывать и об обязанностях, сопровождающих вхождение в еврозону. Присоединившись к евро, Эстония тоже должна будет принять участие в создании учреждения, подобного Международному валютному фонду, которое будет одалживать деньги попавшим в беду государствам. Но это должно происходить не автоматически, а на условиях выполнения конкретных обязательств. Следует также разработать механизм, позволяющий призывать к порядку те страны, которые игнорируют критерии еврозоны. До сих пор такого механизма не существует.

Финский министр финансов Юрки Катайнен предложил сократить пособия, выделяемые из европейских структурных фондов, для государств, которые не выполняют Маастрихтские критерии. Это хорошая идея.

Я не вижу никаких причин, по которым граждане стран, относящихся к делу ответственно, должны оплачивать чье-то бессмысленное расточительство. В еврозоне Эстония должна занять активную позицию и четко представить ее. Мы не одиноки в этих вопросах.

Об этих и других задачах, стоящих перед Эстонией, я неоднократно говорил в последние месяцы. И, к сожалению, я уже сейчас чувствую сильное противодействие. С приближением выборов уменьшается желание сделать что-то реальное, а большие и красивые обещания уже повисли в воздухе.

До сих пор Эстония удерживала долговую нагрузку на низком уровне, однако соблазн воспользоваться благоприятной обстановкой для его резкого повышения бродит вокруг, как когда-то один призрак бродил по Европе.

Вместо того чтобы морочить избирателям голову, эстонская политика должна смотреть в будущее и говорить о том, какой мы хотим видеть Эстонию через 20 лет, и что мы должны сделать для достижения этого. И если уж спорить, то из-за разного видения будущего, а не из-за того, кто из нас лучше умеет давать обещания.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх