Человек не обязан оплачивать полученный в наследство долг — от этого можно и отказаться. Однако, согласно новому Закону о наследовании, на оформление отказа дается всего три месяца — в противном случае вместе с имуществом усопшего наследник получит и его долги.
Наследник может отказаться от долга
Советник Министерства юстиции Вайке Муруметс, появилась ли возможность наследования долгов вместе с новым Законом о наследовании?
Нет. Точно такой же порядок существовал во время действия прошлого Закона о наследовании, а также во время гражданского кодекса Эстонской ССР и во время Остзейского особого порядка (Balti eraseadus), действовавшего в Эстонии до 1940 года. Речь не идет об отличии нового Закона о наследовании, тут дело, скорее, в том, что вступление в действие нового закона совпало с тем, что люди стали чаще одалживать, из-за чего в числе наследуемого имущества долгов больше, чем раньше.
Что делать человеку, когда у него умирает родственник, у которого помимо имущества есть и долги?
Этот вопрос становится все актуальнее. С одной стороны, человеку следует подумать, хочет ли он принимать наследство, поскольку статусу наследника сопутствуют и обязательства. В то же время, по мнению законодателя, отказ от наследства не является единственной мерой, к которой человек должен прибегнуть, когда подозревает, что долгов может быть больше, чем наследуемого имущества.
Законом предусмотрены возможности, позволяющие наследнику ограничить свою ответственность и не оплачивать долги за счет собственного имущества. Ограничение ответственности не означает, что можно избавиться от долгов и оставить себе только имущество, однако от долгов, превышающих стоимость имущества, можно освободиться.
Во-первых, следует потребовать инвентаризации наследства. Для этого нужно подать заявление нотариусу, после чего назначенный нотариусом судебный исполнитель проведет инвентаризацию. Если в результате этого выяснится, что сумма долга превышает стоимость имущества, у наследника есть два варианта. Он может либо сам уплатить долг, либо подать в суд банкротное заявление на наследуемое имущество.
Тогда проводится банкротное делопроизводство, и банкротный управляющий, продав имущество наследодателя, удовлетворяет требования кредиторов. И наследнику больше не нужно заниматься унаследованным имуществом. Если же банкротная ситуация очевидна, то инвентаризацию проводить не нужно — можно сразу подать в суд заявление о банкротстве.
А если наследник заранее знает, что у умершего человека долгов больше, чем имущества? Не проще ли просто отказаться от наследства и оставить банкротное делопроизводство самоуправлениям?
Юридически можно отказаться от наследства, после чего наступает черед других наследников и, в конце концов, самоуправлений. Юридически никого нельзя упрекнуть в отказе от наследства близкого родственника, но там есть и моральная категория — вопрос организации похорон. С юридической точки зрения наследник не обязан организовывать похороны, но с моральной — такая обязанность есть.
Мы считаем нормальным, что близкие родственники устраивают похороны даже в том случае, если не наследуют ничего толкового. Этой же логикой законодатель руководствуется в вопросе наследуемого имущества — близкие родственники сами занимаются ликвидацией полученного в наследство имущества, не взваливая это на дальних родственников или самоуправления. Хотя юридически это и возможно.
Что происходит, когда человек не заявляет об отказе от наследства — через три месяца оно автоматически переходит к нему и больше ничего нельзя сделать?
Да. Общий принцип таков, что наследство переходит полностью, со всеми правами и обязанностями. На отказ от наследства отводится три месяца с момента получения извещения о наследстве.
До сих пор система наследования была другой — получающий наследство должен был требовать его, а теперь наследство поступает автоматически. Зачем было менять привычный людям порядок?
По старой системе наследство считалось принятым и в том случае, если наследник начинал им пользоваться. Поэтому, когда наследник, например, жил в одном доме с наследодателем, трудно было сказать, принял тот наследство или нет. И поскольку срок отказа от наследства составлял десять лет, то складывалась ненормальная ситуация, когда решение дела о наследстве могло тянуться годами.
В многоквартирных домах товарищества не знали, к кому обращаться, поскольку с одной стороны, по закону, владеющий квартирой наследник принял ее, но с другой — он имел право отказаться от нее в течение следующих десяти лет.
Я бы не сказала, что прежний порядок был людям более понятным. По старому закону, чтобы что-то получить, нужно было идти к нотариусу, а новый закон заставляет заниматься не только приятной стороной наследства. Если чисто по-человечески это неудобно, то с точки зрения общества необходимо, чтобы дела о наследстве решались, и чтобы люди занимались ими. К сожалению, момент принуждения тут неизбежен.
Рассматривались и альтернативные решения, возлагающие больше обязательств на суды, но выбрано было решение, требующее большей активности от самих людей, но позволяющее людям, которые сами активно занимаются дележом наследства, обходиться меньшими расходами.
Сейчас складывается такое впечатление, что детям придется больше прежнего расплачиваться за грехи родителей. Может, существует заинтересованная в таком решении группа, например, банки?
Я бы не стала так говорить. Просто была заинтересованность, чтобы наследование стало более ясным и чтобы люди не говорили, что, мол, у меня есть десять лет на раздумья, а остальные пусть дожидаются результатов. Но говорить о каком-то давлении со стороны банков я не могу.
Кроме того, новым Законом о наследовании, по сути, начали заниматься в 1997 году, сразу после вступления в силу прежнего, и поначалу его планировалось внедрить в 2002 году.
Стало ли предпосылкой нового закона то обстоятельство, что из-за увеличения долговой нагрузки народа в целом приходится больше прежнего заниматься долгами умерших людей?
Подготовка нового закона началась задолго до кредитного бума, но вступление закона в силу действительно совпало с этим периодом.
Волен ли человек поступать с завещанием так, как ему заблагорассудится? Например, написать, что оставляет ребенка без наследства, поскольку тот вступил в брак с негром?
Эстонский Закон о наследовании довольно либерален, он обязывает оставлять деньги только своим иждивенцам. Если этого не сделано, они могут воспользоваться правом на принудительную часть наследства. Лишая наследства взрослых и не нуждающихся в помощи детей, наследодатель не обязан объяснять причины своего решения. Некоторые пункты завещания могут оказаться недействительными из-за несоответствия нормам приличия. Вопрос такого несоответствия — дело судебной практики, однако у нас такой судебной практики не существует. Но уж наверняка нельзя оставить распоряжение в таком духе, что, мол, имущество наследую членам семьи, а долги — государству.