Ветеран Афганской войны: Война меняет человека

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Лейно Юхкам на соревнованиях в рамках Дней Старого города в Таллинне в 2009 году. В этой гонке Юхкам занял первое место.
Лейно Юхкам на соревнованиях в рамках Дней Старого города в Таллинне в 2009 году. В этой гонке Юхкам занял первое место. Фото: Silja Kaigu/Scanpix

Ветеран войны в Афганистане (1979-1989) Лейно Юхкам утверждает, что война обязательно меняет человека. Юхкам, потерявший 22 года назад обе ноги в результате подрыва на мине, поделился своим опытом жизни после демобилизации и мыслями о реабилитации новых ветеранов Афганистана.
 


«Я, конечно, не какой-нибудь психопат, но я точно изменился. Может быть, стал более черствым и легче раздражаюсь», - сказал 43-летний Юхкам в интервью Õhtuleht.

Газета взяла интервью у Юхкама в свете последних драматических событий в Пярну, где ветеран афганской миссии Ааре Вийрмаа, потерявший обе ноги, свел счеты с жизнью.

«Ситуация, эпоха, люди – сейчас все другое», - сказал Юхкам, долгое время возглавлявший общество инвалидов Йыгеваского уезда.

«Трудно сказать, можно ли было спасти Вийрмаа. Многое зависит от человека. Спорт – это способ самоопределения, это я советую нынешним ветеранам. Например, Расмус Пенно, потерявший обе ноги, играет в саночный хоккей. Совет можно дать, но послушают ли его», - сказал Юхкам, предвигающийся на протезах.

Спорт и внимание

«Если хоть какая-то деятельность есть, то нет времени на грустные мысли. Главное – не грустить, - сказал Юхкам. – Когда я валялся в госпитале и не мог двигаться, было плохо. Когда начинается движение, тогда уже чувствуешь, что выдержишь».

Юхкам вспоминает, что ему помогла женщина-инструктор в ленинградской больнице. Ходить на тяжелых и неудобных протезах было больно. «Даже стоять было трудно. Не было желания пробовать, но у нас была одна женщина-инструктор. Вошла в палату, посмотрела, что у меня протезы стоят у кровати. Сказала, мол, как жаль, я думала, прогуляемся вместе. Развернулась и ушла. Пару минут я переваривал, как это так, неужели со мной нельзя даже гулять. Надел протезы и пошел на тренировку», - вспоминает Юхкам.

Свою будущую супругу Юхкам встретил уже будучи инвалидом.

Юхкам отметил, что сейчас у молодых солдат, вернувшихся из Афганистана, гораздо больше возможностей для поддержки и общения. «У нас никаких психологов не было. Были терапевты, но с психологической помощью я не сталкивался. Даже не хотелось ничего такого. Помогали близкие и друзья», - сказал Юхкам.

Пять лет назад о Юхкаме и Айваре Симсоне (эксцентричный эстонский скульптор, известный под псевдонимом Симсон из Сеакюла. – Ред.) сняли документальный фильм «Афганские шрамы» (фрагмент можно посомтреть здесь), в ходе съемок которого Юхкам снова побывал в том месте, где потерял обе ноги в результат взрыва мины. После этого его ночные кошмары прекратились, в подсознании что-то переключилось.

По словам Лейно, регулярно собираются преимущественно русскоязычные ветераны афганской войны. «Те (ветераны-эстонцы. – Ред.), кто вернулся целым, не видят в этом необходимости. Раненых сравнительно мало, каждый сам по себе. Сборов и распития водки, насколько я знаю, нет», - сказал Лейно.

За 10 лет войны из ЭССР в Афганистан послали около 1500 призывников. Из них 40 человек погибли

Новые ветераны

Бригадный генерал в отставке Урмас Роозимяги в недавнем интервью газете Maaleht сказал, что у 60-70 процентов эстонских солдат, вернувшихся из Афганистана, есть нарушения в психике.

По словам Роозимяги, солдаты едут в Афганистан по трем причинам: постоянный поиск острых ощущений, деньги или, в случае кадровых военных, обязательное участие в миссии.

Комментарии
Copy
Наверх