Руководитель Центра информации по правам человека Алексей Семенов считает, что власти Эстонии замалчивают ряд моментов, на которые обращает внимание комитет ООН по борьбе с расовой дискриминацией. Ниже публикуется его мнение в рамках в очередной раз возникшей дискуссии о двуязычии и положения нацменьшинств в Эстонии
Семенов: ООН требует от Эстонии не второго госязыка, а соблюдения прав нацменьшинств
В первую очередь хотелось бы напомнить, что рекомендации комитета ООН по борьбе с расовой дискриминацией даются Эстонии не впервые. Эстония как страна подписавшая и ратифицировавшая Конвенцию ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации время от времени представляет доклады по выполнению этой Конвенции. И обнародованные в Postimees заключения и рекомендации ООН являются реакцией международной организации на эти доклады.
О том, что позитива в выполнении Эстонией взятых на себя обязательств гораздо меньше, чем негатива говорит хотя бы такой факт – в документе ООН констатация положительных перемен занимает одну страницу текста, а озабоченность и рекомендации – 5 страниц.
Обращает на себя внимание, что в цитируемом газетой Postimees письме МИД Эстонии рекомендации ООН излагаются в более мягком тоне, а некоторые вообще не упоминаются.
Например, эксперты комитета ООН предлагают ввести пост реального омбудсмена по правам человек, вернуть в уголовное законодательство наказание за оскорбление человека или группы лиц по расовому признаку, за так называемый hate speeсh («язык ненависти»).
Эксперты призывают не просто «воздержаться от санкций», а принять «некарательные подходы» для поддержки официального языка.
Комитет рекомендует не просто взвесить возможность предоставления услуг в публичном секторе на двух языках, в документе ООН говорится о том, что нужно пересмотреть законодательство и расширить возможности использования языков нацменьшинств не только там, где они составляют более 50 процентов населения, но и там, где они в «значительном количестве». Согласно негласной международной традиции – это не менее 20 процентов.
Ведь речь не идет о введении второго государственного языка. Речь идет о том, чтобы законодательно закрепить право нацменьшинств в местах их компактного проживания обращаться в официальные инстанции и другие общественные учреждения на родном языке и право получить от них ответ на родном языке.
Если государство заинтересовано вести диалог со своими гражданами, если оно хочет, чтобы жители страны его понимали и уважали, оно должно прислушаться к этим рекомендациям.
Насколько эти рекомендации выполнимы даже в условиях Эстонии? На мой взгляд – при желании вполне! Эксперты ООН не наивные идеалисты, а профессионалы, которые знают положение с нацменьшинствами во многих странах мира, и знают, к чему ведет развитие той или иной ситуации
В то же время, на основе имеющегося опыта, у меня существуют большие сомнения в том, что эти рекомендации будут исполняться. В таком случае это не останется в ООН незамеченным. И действительно будет портить репутацию Эстонии.