Государство и город забыли о существовании Таллиннского зоопарка

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Бассейн для карликового бегемота  в Таллиннском зоопарке такой маленький, что в него сложно поместиться.
Бассейн для карликового бегемота в Таллиннском зоопарке такой маленький, что в него сложно поместиться. Фото: Лийс Трейманн

Британское общество охраны животных опубликовало отчет, в котором дает уничижительную оценку эстонским зоопаркам, пишет Mикк Салу.

Первым делом я бы прошелся бульдозером по всему этому, говорит директор Таллиннского зоопарка Мати Каал и рукой показывает на обшарпанные кирпично-бетонные коробки, в которых приходится жить медведям, тиграм, леопардам и пуме.

Большой белый медведь дремлет в нескольких метрах за спиной директора, просунув нос за решетку, а второй, присев над бассейном, справляет в него малую нужду.

Бассейном назвать его можно лишь условно, поскольку медведю в нем наверное и не развернуться, не говоря уже о возможности поплавать. «Условия содержания белых медведей — наверняка самое слабое место в нашем зоопарке, — констатирует Каал. — Места и возможности поплавать медведю явно мало».

Жесткая оценка
Общество защиты животных Born Free, базирующееся в Британии, опубликовало в среду отчет European Union Zoo Inquiry 2011, в котором анализирует условия содержания животных в различных зоопарках Европы.

40 страниц, касающихся Эстонии, содержат разгромную критику. В Эстонии не удалось создать подходящие условия содержания животных, просвещать общественность, вести работу по сохранению видов, а здоровье и благополучие животных находится в опасности.

Что касается Таллиннского зоопарка, то его упрекают как раз в плохих условиях содержания белых медведей, гиен, тигров и карликовых бегемотов. Животным не хватает места, клетки тесные, плавать медведям негде, у животных нет возможности для игр.

Причем оценка Таллиннского зоопарка еще достаточно положительная. В том же отчете говорится о парке животных Центра управления гослесами (ЦУГЛ) в Элиствере и двух частных зоопарках: пярнуском Mini Zoost и о парке животных Алавески в Вырумаа.

«Этот отчет кишит ошибками, — отмечает Каал. — Причем ошибки касаются не только Эстонии, но и других государств, а это показывает, что выводы делались методом copy-paste так, что даже грамматические ошибки в них одинаковые».

Что касается независимости и нейтральности Born Free, то тут директор зоопарка прав. Это люди, которые считают, что диких животных вообще нельзя содержать в неволе. Но это совсем не означает, что поднятые в отчете проблемы вообще не существуют.

Минимум требований
Вообще-то даже собственная программа развития Таллиннского зоопарка признает, что самое слабое их место, это временные здания — бывшие военные склады, которые были приспособлены для того, чтобы содержать животных, которые не соответствуют ни потребностям животных, ни требованиям директив ЕС к зоопаркам. Это и есть те кирпично-бетонные коробки, которые очень хочет снести директор.

Но поскольку денег нет, то зоопарку приходится идти на вынужденные решения. Например, для тигров проломили внутренние стены коробок, и создано большое помещение, чтобы тиграм можно было размяться, хотя бы поочереди.  

Что касается крупного черного американского медведя барибала, то зоопарк просто ждет его смерти. «Он уже такой старый, что совсем неважно, какая у него клетка, — объяснил Каал. — Когда медведь умрет, его клетка останется пустой».

Еще директор очень хочет снести будки, в которых живут копытные. «Эти деревянные будки привезли на трейлерах и вот с тех пор они и стоят», — поясняет Каал.

Кроме того, требуется ремонт в жилище толстокожих — бегемотов и носорога. Правда, носорог умер, а нового заводить не стали, поскольку нет нормального места для его содержания. С карликовыми бегемотами аналогичная история. «Минимальные требования, конечно, выполнены, но это далеко не идеал», — замечает директор.

Это он подчеркивает несколько раз — минимальные требования содержания животных в Таллиннском зоопарке выполнены, но от идеальных еще далеки. Улучшать пытаемся постоянно, говорит Каал, делаем по участкам, то тут, то там. Но это вовсе не значит, что все плохо.

«Новая клетка для леопардов почти идеальна», — говорит Каал. На территории, огороженной сверху сеткой, которая обошлась в миллион крон, снежный леопард вольготно разгуливает и лазает по искусственным скалам.

Как только появилась возможность, сразу же создали условия для животного, да и посетителям удобно наблюдать за зверем.  В хорошем состоянии слоновник, близки к идеальным условия и в новом доме для гиен. И таких примеров достаточно.

Маленькие инвестиции
Строительство идеального жилья для животных требует больших денег, а их у Таллиннского зоопарка почти совсем нет. Например в прошлом году инвестиций не было вообще, а в этом году предусмотрено только 225 000 евро.

Причем программа развития Таллиннского зоопарка, которую в 2007 году подписала руководитель городского Департамента культурных ценностей Ану Кивило, говорит о совсем других цифрах. На 2010 год предусматривались инвестиции в размере 13 миллионов евро, а на этот год — шести.

Но по крайней мере в той же степени виновато и эстонское правительство, которое вообще забыло о существовании таллиннского и других зоопарков в Эстонии.

Начнем с того, что нет министерства, которое занималось бы также и проблемами зоопарков. А так очень удобно, всегда можно сказать,что зоопарк принадлежит городу. Время от времени капают денежки из Минкультуры, последний раз пришли деньги из Министерства окружающей среды.

Еще хуже обстоят дела с надзором и регуляцией. Этим вроде бы и занимаются, но очень разные ведомства, причем конкретно зоопарками — нет.

Так что теоретически может случиться так, что кто-то в Эстонии будет содержать бурого медведя в клетке без единой предупреждающей таблички, без ограждения канавой или препятствиями, что может привести к тому, что какой-нибудь ребенок просто запихает в пасть хищнику руку.

Поскольку никаких правил и тем более целостной системы просто не существует.
«Если бы мне дали срок десять лет и каждый год выделяли на инвестиции по 100 миллионов крон, то я построил бы в Эстонии идеальный зоопарк. У меня этот идеал буквально стоит перед глазами, но мои глаза его не видят», — произносит Каал  с грустью.

Упреки в адрес Эстонии

В ходе проведенного Евросоюзом исследования зоопарков «EU Zoo Inquiry 2011» проверили, насколько состояние 200 зоопарков в 21 стране соответствует местным и европейским законам. Организация по защите животных Born Free и сеть ENDCAP, объединяющая защитников животных в Европе, обнаружили в зоопарках Эстонии следующие недостатки:
•    Зоопарки, как предусматривает соответствующая евродиректива, обязаны вносить вклад в защиту животных. Закон об охране животных не содержит этого требования. По мнению Эстонского общества охраны животных, закон должен различать зоопарки, в которых экспонируются только домашние и сельскохозяйственные животные, от зоопарков, в которых содержатся животные, встречающиеся в природе.
•    Многие животные в зоопарках содержатся в плохих условиях, несмотря на то, что улучшение содержания животных не требует значительных затрат. Например, среду обитания можно обогатить, обустроив в вольерах укрытия, добавив ветки и игрушки.
•    Учреждения, призванные осуществлять надзор, не проводят регулярные проверки условий содержания животных или эти проверки оказываются недостаточными. Общественность не знает, куда можно обратиться с жалобой.
•    Цель составленных рапортов — указать на проблемы, связанные с охраной видов в некоторых странах, а также обеспечить лучшее исполнение евродирективы, касающейся зоопарков более чем в 4000 зоопарках в Европе.
Источник: Эстонское общество охраны животных

 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх