Два молодых сообразительных жителя Эстонии разработали редкую технологию, которая поможет в современном мире и самому обыкновенному человеку, и могучему концерну, ПИШЕТ Прийт Пуллеритс.
Эстонцы создали революционную технологию измерения движения взгляда
Михкелю Яэтма не нравится cold calling. Он учился в Оксфорде, занимался бизнесом в Англии и США, и если прислушаться повнимательнее, то можно уловить его британский акцент.
Сам он считает себя насквозь эстонцем, а у эстонцев не принято просто взять телефон, набрать номер незнакомого человека и попытаться с ним договориться. Именно это и означает выражение cold calling, то есть звонок без предупреждения или предварительной договоренности.
Но в один прекрасный день Яэтма сделал именно это. Это не была какая-то произвольно выбранная фирма из каталога. Он позвонил в The New York Times — самую авторитетную газету если не мира, то уж Соединенных Штатов точно.
Он хотел сделать газете предложение. Предложение, от которого не стоило отказываться, решила принявшая его звонок женщина и тут же перенаправила его в гигантском аппарате The Times именно к тому человеку, который принимал решения по таким вопросам.
Яэтма случилось прочитать, что The Times пытается выяснить, в каком виде его читатели предпочли бы потреблять новости. Именно в этой сфере Яэтма со своими компаньонами Мартином Сало и Эльнаром Гаджиевым продвинулись далеко вперед, на целый шаг опережая конкурентов.
Созданное тремя молодыми людьми предприятие Realeyes при помощи обычных веб-камер следит не только за тем, что привлекает внимание пользователя на экране монитора, но и может замерить возникающие при просмотре чувства и быстро проанализировать полученные сведения.
Таким образом, клиент их фирмы, например The Times, может быстро получить обратную связь от массового пользователя и внести коррективы в свой сайт, из всего потока текстов, фотографий, графиков и реклам выделив те, которые клиент считает наиболее важными.
Это означает, что по инициативе Яэтма и Сало Realeyes создало технологию, от которой могут выиграть все владельцы сайтов. И вы, простой читатель, который ведет свой блог или составляет сайт, тоже.
По убеждению Яэтма и Сало, их технологию скоро можно будет использовать и в обучении, а также везде, где в реальном времени важно знать настроение человека и его предпочтения. А иначе британский телеканал ВВС не посвятил бы их деятельности и двух минут эфирного времени в новостях.
Парад знаменитостей
В The Times во время телефонного разговора с Яэтма сразу поняли, что им предлагают нечто действительно стоящее, что поможет в эпоху перехода к онлайн СМИ не бродить впотьмах, двигаясь в будущее. Приезжайте, посмотрим, ответили Михкелю Яэтма.
Через пару дней он уже летел из Лондона в Америку. То, что он показал важным шишкам из The Times, их впечатлило. Яэтма и The Times ударили по рукам.
На самом деле The New York Times — это только одно звено в расширяющейся клиентской сети эстонской фирмы, к которой принадлежат также такие мировые гиганты, как организатор всемирных онлайн-аукционов eBay, занимающийся электроникой и медиа японский конгломерат Sony, один из самых крупных европейских производителей бытовых товаров Unilever, британский банк глобального охвата Barclays, французская фирма по изучения рынка Ipsos, знаменитый шведский производитель мебели IKEA и т.д.
Но за этими громкими именами не стоит забывать о том, что сделанное Яэтма и Сало может непосредственно помочь и каждому из нас. Для того, чтобы объяснить, как, я приведу в пример одну ситуацию двухмесячной давности.
Я решил заполнить электронную налоговую декларацию через сайт банка. Разных ящиков и ссылок там горы, а вот налоговый э-департамент на глаза не попадался.
Озверев от бесполезного десятиминутного поиска, я позвонил в клиентскую службу. Сдерживая свою злость, я попросил помочь мне выйти на нужную ссылку, что ответившая мне любезная девушка и сделала. Правда, мое раздражение от бессмысленной потери времени улеглось не сразу.
Вот тут-то и следовало бы позвать на помощь Яэтма и Сало, которые помогли бы навести порядок на сайте банка. Наверняка я был не единственный, кто испытал затруднения с поиском электронного налогового департамента. Но для того, чтобы понять, какое чудо совершили Яэтма и Сало, стоит вернуться на несколько лет назад.
Случайная встреча
Движение глаз человека по странице газеты или экрану монитора изучают уже несколько десятилетий — тут ничего нового нет. Но эти исследования не выходили за пределы лабораторий. Четыре года тому назад Яэтма, изучавший в Оксфорде менеджмент, решил вынести их за стены лаборатории.
В одной шведской фирме, где он проходил практику, работая там консультантом, он получил четыре монитора со специальным программным обеспечением (каждый стоимостью более
30 000 евро), которые устанавливали в кафе, торговых центрах и аэропорту.
То есть там, где крутится много людей, которых можно пригласить на несколько минут к экрану монитора.
Замеряя возникающие в глазах отражения и используя сложные алгоритмы для анализа, можно было без особого труда собрать необходимые данные.
Проблема была в том, что эти мониторы приходилось перевозить с места на место. Яэтма и Сало взялись за решение этой проблемы.
Они познакомились три года назад в Таллинне на конференции, посвященной проблемам веб-пространства. Яэтма (31), который закончил Тартуский университет по специальности «Финансы» и работал менеджером фонда долговых бумаг, читал там доклад о слежении за взглядом.
Сало (26), который начал программировать в 11 лет, а в восьмом классе уже получил работу в области разработки программ, рассказывал об электронной торговле. Он заинтересовался вопросом, как сделать пользование веб-страницами проще, и эта тема свела его с Яэтма.
Принципиальная новизна технологии состояла в том, что Realeyes разработала способ наблюдения за глазами человека при помощи обычной веб-камеры, в каком бы конце света человек ни находился в этот момент. Они разработали также способ измерения эмоций. Для этого Сало и Яэтма создали программное обеспечение, которое могло составить трехмерную (3D) модель лица и глаз сидящего перед экраном монитора человека.
Возвратимся теперь к вызвавшему мое недовольство сайту банка. Простая веб-камера зафиксировала бы, что пользователь в недоумении, а при помощи анализа положения маркеров — губ, бровей, уголков рта и т.д. — что человек недоволен.
Программное обеспечение Realeyes собирает все эти данные и быстро дает банку сигнал, какие у сайта слабые места и недостатки, чтобы банк мог приступить к их устранению.
То, какие еще возможности предоставляет созданное Яэтма и Сало предприятие, ограничено лишь силой воображения.
Сало, который внешне выглядит более серьезным и деловым, описывает, как их программа может сделать более эффективным обучение, обращая внимание учащегося на наиболее важные вещи, выделяя в тексте самые важные места текста, самые важные слова и т.д.
Академик Юри Аллик видит огромный потенциал новой технологии в области психологии. В следующем месяце, если все пойдет по плану, начинается сотрудничество с крупной исследовательской фирмой, название которой, однако, более разговорчивый и экспрессивный Яэтма сообщить пока не имеет права.
Работа Яэтма и Сало настолько инновативна, что они на голову опережают конкурентов. Опирающаяся на рисковый капитал шведская комания Tobii, филиалы которой действуют во многих странах мира, тоже создала аппаратуру, которая отслеживает взгляд, но эмоции она не фиксирует.
Поиск сотрудников
Созданная год назад в США фирма GazeHawk также пытается наступать на пятки эстонцам, но, по словам Яэтма, пока они еще не могут удовлетворить все пожелания требовательных крупных клиентов.
Realeyes, в которую Фонд развития Эстонии решил вместе с объединяющей профессиональных инвесторов Bellus Group вложить 240 000 евро (3,75 млн крон), имеет филиалы в Бостоне и Лондоне. Поэтому Яэтма большую часть времени проводит в Лондоне.
Работа требует непосредственного личного общения с будущими клиентами, в противном случае надеяться на возникновение доверия бессмысленно. Глупо было бы думать, что всегда будет так везти, как повезло с cold calling в The Times.
Сало большую часть времени проводит в Таллинне, но, например, в декабре прошлого года он еженедельно летал в Лондон.
Обоим последние три-четыре года приходится постоянно почти без передышки вкалывать. «Раз в жизни можно пахать на всю катушку», — говорит Яэтма, который, тем не менее, находит время для занятий конным спортом, бегом и плаванием. «Эта работа настолько интересная, — добавляет Сало, — что иной раз только в четыре утра замечаешь, что, пожалуй, пора уже идти спать».
Лишь во время пасхальных праздников и королевской свадьбы Яэтма прилетал из Лондона в Таллинн на более продолжительное время, поскольку их предприятие, на котором работает 17 человек, требует расширения.
Вместе с Сало он перебирал кандидатов на четыре новые вакантные должности. К сентябрю они хотели бы увеличить эстонскую команду на 20 разработчиков.
Сейчас они работают вместе с нанятыми в Венгрии математиками. Но требования высоки. Для того чтобы подобрать в Эстонии одного-единственного сотрудника с необходимыми навыками, им пришлось побеседовать с 25 соискателями. По три часа с каждым! Так что найти к осени 20 человек, очевидно, не удастся, признает Яэтма.
Заинтересованные в Realeyes американские инвесторы, понимая, насколько перспективно эстонское предприятие, бомбят их вопросами, а не хотят ли ребята переместить фирму в США. Яэтма на это отвечает так, что если в Европе им не удастся собрать требуемые инвестиции, то «мы же не упрямые бараны...»