Евро может помешать росту пенсий

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В Словакии день 1 января стал особенно радостным, поскольку страна перешла на евро. В Эстонии эта мечта может сбыться еще не скоро — из-за растущей инфляции мы не можем выполнить необходимых критериев.
В Словакии день 1 января стал особенно радостным, поскольку страна перешла на евро. В Эстонии эта мечта может сбыться еще не скоро — из-за растущей инфляции мы не можем выполнить необходимых критериев. Фото: AFP/SCANPIX

Чтобы присоединиться к зоне евро, Эстонии придется еще больше урезать госбюджет, но даже этого может оказаться недостаточно.

Из головного офиса Европарламента в Страсбурге вчера пришла плохая для Эстонии новость. Комиссар ЕС по денежно-кредитной политике Хоакин Альмуния заявил: он не верит, что во время экономического кризиса Эстония сумеет удержать свой бюджетный дефицит на уровне ниже трех процентов от ВВП.



«Но я очень надеюсь, что через пару лет, когда спад экономики прекратится, бюджетный дефицит Эстонии опять уместится в требуемых трех процентах», — сказал Альмуния. По его словам, он надеется, что к тому моменту уровень инфляции в Эстонии будет достаточно низким для того, чтобы присоединение к зоне евро стало возможным.



Единственная цель


Одним из условий присоединения к евро является бюджетный дефицит, который не должен превышать трех процентов от ВВП. По словам министра финансов Ивари Падара, мнение Альмуния является очень серьезным предупреждением.



Как уверяет Падар, очень важно, чтобы в первом квартале государство сократило бюджет еще на два процента от ВВП, то есть на 5-6 мил­лиардов крон.


Возможно, будут урезаны максимальная сумма родительской зарплаты, оборонные расходы и пенсии, которые в этом году должны были повыситься.



С 1 апреля пенсии должны были вырасти на 14 процентов, что означает для государства 2,5 миллиарда дополнительных расходов. Чтобы остановить процесс повышения пенсий, осталось не так много времени, однако Падар не спешит. По его словам, сначала нужно дождаться результатов налоговых поступлений за январь и февраль.



Член парламентской фракции Союза Отечества и Res Publica Таави Вескимяги считает, что уже к февралю нужно представить дополнительный бюджет, в котором сократить расходы еще минимум на 8 млрд крон.



Лечение опаснее болезни


«Интересом всех жителей Эстонии, которые хотят улучшить свое благосостояние и обеспечить безопасность страны, является евро. Все остальные сферы политики должны быть подчинены присоединению к зоне евро 1 января 2011 года», — сказал Вескимяги.



Однако экономический эксперт Эстонского фонда развития Хейдо Витсур считает, что даже при сокращении бюджета во имя евро нельзя переходить грань разумного — в противном случае лечение может оказаться хуже самой болезни.


Витсур тоже считает, что, если урезать бюджет в объеме, предлагаемом Вескимяги, то это ухудшит экономическую ситуацию.



«Экономику надо стимулировать, а не ограничивать. Единственная возможность — это поддерживать трудовую занятость и избегать большого роста без­работи­цы», — сказал Витсур.



Аналитик Hansabank Markets Марис Лаури рекомендует выбрать путь суровых сокращений. «Все возможно, если есть желание», — сказала Лаури.


По словам Лаури, к урезанию бюджета нужно приступить немедленно, а ждать до марта — это безнадежная трата времени.



Поблажек не будет


Лаури не захотела указать на определенные расходы госбюджета, однако, косвенно сослалась на пенсии. По ее мнению, не всегда следует все сводить к урезанию, достаточно отказаться от увеличения расходов, то есть от роста пенсий.



Кроме того, сохраняется озабоченность по поводу инфляции, которая лишает Эстонию возможности сократить дефицит бюджета за счет повышения налогов. И никто не собирается делать Эстонии поблажки при переходе на евро — в этом вопросе участники проходившего в Страсбурге торжества по случаю 10-летия евро были единодушны.



Лишь премьер-министр Андрус Ансип, комментируя урезание бюджета и переход на евро, был немногословен, ограничившись переданным через пресс-секретаря лаконичным сообщением.



«Вхождение в круг пользователей евро не является вопросом политического решения. Те страны-кандидаты, которые соблюдают все требования, становятся членами еврозоны. Наша цель выполнение критериев», — заявил Ансип.

Комментарии
Copy
Наверх