Газовый конфликт между Россией и Украиной ударил по европейской экономике, серьезно подпортив репутацию обеих стран. Кризис также выявил и упущения Европы в области энергетической политики.
Комментарий: уроки газового кризиса
В последнее время все чаще говорят, что сложные проблемы должны иметь простые решения. Россия в качестве такого решения предлагает строительство новых газопроводов. Об этом заявляет и главный зависимый от газа игрок Европы — Германия.
Но будет ли этого достаточно? И простое ли это решение? Вероятно, нет. Какой смысл каждый раз бросаться в магазин за новой плитой, когда закончился газовый баллон или конфорка закоптилась?
Экономическая и стратегическая слабость проекта Nord Stream обусловлена несколькими обстоятельствами. Не говоря об астрономических расходах, связанных со строительством объекта, а также о рисках для окружающей среды, подача газа через эту «монотрассу» может застопориться еще проще.
Разумеется, России нужен платежеспособный европейский рынок для поставок российского сырья, однако, например, при стечении определенных обстоятельств газодоллары вполне могут быть принесены в жертву.
Именно поэтому либеральный и прозрачный энергетический рынок с хорошим соединением между разными государствами может быть тем решением, которое придаст всей Европе чувство уверенности и энергетической безопасности.
Основанная на рыночной экономике ценовая политика и долгосрочные договоры были бы дополнительным залогом того, что нашим народам хватит работы, тепла и хлеба. С какой стороны ни посмотреть — с Востока или с Запада.
Будущее энергетики зависит от понимания сегодняшних проблем и уверенных и последовательных действий по их решению. Мы все понимаем, что идеологии «дыра в земле и труба в поле» больше недостаточно.
Европе требуется единая энергетическая политика в самом широком ее смысле. В том числе в контексте соседской политики. Ведь Земля — наше общее достояние, равно как и загрязненный воздух и использованные месторождения.
Конечно, придется потрудиться, как всем нам вместе, так и каждому в отдельности.
Естественно, Украине нужна государственная программа энергосбережения, а также инвестиции в местный газовый ресурс.
В том же направлении следует двигаться и России. Если не приступить к использованию новых месторождений и технологий, то сегодняшние обещания и завтрашняя перспектива окажутся весьма туманными.
Экономический спад, с одной стороны, и заключенный между Россией и Украиной договор о сотрудничестве — с другой, должны способствовать принятию сложных на сегодня, но архиважных в долгосрочной перспективе решений.
В Эстонии вот-вот примут новую программу энергетического развития. Особенностью ее разработки был необычайно широкий круг вовлеченных участников — политики, ученые, предприниматели, граждане. Разнообразие источников энергии, энергетическая эффективность, инновации, соединение энергетических сетей с соседними странами — в первую очередь, скандинавскими, — вот ключевые слова, из которых исходили при составлении этого важного документа.
Думаю, Эстония находится на верном пути, о чем свидетельствует и недавнее выступление российского премьер-министра Владимира Путина, в котором он высоко отозвался о действующих между нашими странами договорах по поставке газа и принципах, из которых мы исходим.
Сегодня в Эстонии можно ожидать снижения цены на газ, что будет способствовать росту благополучия людей и конкурентоспособности государства.
Наша сланцевая энергетика развивается, увеличивается объем энергии, получаемой за счет ветра. Начинается успешное использование других источников восстанавливаемой энергии. Серьезно заговорили о возможном строительстве атомной станции. Эффективнее