Cообщи

Гайчук: шел бить морду, а попал в театр

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Шляпа Евгения Гайчука стала чем-то вроде его визитной карточки. На свое самочувствие он не жалуется и мечтает даже отправиться на мотоцикле в Санкт-Петербург.
Шляпа Евгения Гайчука стала чем-то вроде его визитной карточки. На свое самочувствие он не жалуется и мечтает даже отправиться на мотоцикле в Санкт-Петербург. Фото: Марина Пушкарь
Евгений Гайчук сыграл в театре больше сотни ролей, но сейчас его интересуют совсем другие вещи: судьбы мира, падение нравственности, режиссура и... мотоциклы.
Актер и режиссер Евгений Гайчук терпеть не может зависеть от идиотов. «Вот когда я сам себе идиот, когда я сам отвечаю за то, что делаю, — это совсем другое дело», — говорит он. В последние годы, уйдя, как говорится, на вольные хлеба, он более тщательно выбирает себе занятия и чувствует себя замечательно.

Например, от случая к случаю он сотрудничает с Русским молодежным театром Александра Пуолокайнена. Время от времени снимается у своего друга Пеэтера Симма, например, в короткометражной ленте «Аида». Широкая аудитория должна помнить его в полноформатном «Георге», недавно прошедшем у нас на большом экране.

Они видели Дьявола

Голос Гайчука можно услышать на Raadio 4, где он участвует в театрализованных чтениях литературных произведений. А сейчас он со своей супругой, актрисой Русского театра Лидией Головатой, готовит программу  к 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Юбилейный вечер пройдет 6 и 7 апреля в Русском культурном центре.

«Люблю Гоголя. О нем надо рассказать. Он — гений, предтеча Достоевского и Булгакова. А эти три автора, говорят, видели самого Дьявола», — признается Гайчук.
Он задействовал в постановке Сергея Черкасова, который в последнее время, помимо игры в театре, активно выступает как чтец классики. «Я приветствую такие чтения.

Это очень полезный «спорт» для актера. Сергей Юрский спасался этим в те годы, когда в Питере не был обласкан властью, если не сказать хуже, и был в простое», — говорит режиссер.

В театр Евгений Гайчук вообще попал из-за... «вендетты». К тому моменту его выгнали из двух киевских школ с характеристикой «способный, но хулиган» и каким-то образом без блата приняли в школу для детей киевской элиты.

Мама с папой расстались, когда мальчику было семь лет. И характер у парня был бойцовский, драчливый. Мать, скульптор и педагог, хотела для сына похожей на свою карьеры, но рисовать кубики, по словам Гайчука, ему было скучно. Он поездил в составе геологической экспедиции по стране, побывал в Забайкалье и на Сахалине, это все было очень интересно, но тоже не совсем то.

А однажды на вечере во Дворце пионеров поколотили его друга. Как выяснилось, это были ребята из местной драматической студии. Гайчук, защитник слабых, придумал план мести, который включал внедрение в студию и расправу над обидчиками.

Он сразу поступил в студию, прочитав «Анчара» Пушкина, — единственное стихотворение, которое знал. Посетил пару-тройку занятий, отомстил обидчикам, но несильно, и остался в театре навсегда.

Еще на втором курсе театрального института, куда Гайчук был принят сразу, он женился на однокурснице Лидии Головатой. Это была судьба. Супруги поработали в Волгограде, немного — в Одессе, собрались было в Питер, но режиссер, который их пригласил туда, внезапно умер.

К счастью, у них уже лежало приглашение в Таллинн. Приехали, увидели, что в Таллинне идут спектакли по пьесам запрещенных авторов, и, разумеется, остались.
Сыграв в Русском театре сотню ролей и поставив несколько спектаклей, Гайчук ушел из театра. По его словам,  пребывание в нем грозило «тяжелой формой аллергии».

«Профессия актера мне не успела опротиветь, хотя я и перешел в другую весовую категорию, в режиссуру, — говорит Гайчук. — Ездил стажироваться к Анатолию Васильеву, слушал его гениальные лекции, сидел на репетициях. Ценю многое из того, что делает он, а также Адольф Шапиро, Петр Фоменко, в Эстонии — Элмо Нюганен. Эти люди не подверглись метастазам пош­лости».

Хорошо, коли нескучно

«Если бы мне дали много денег, я бы, конечно, открыл свой театр по моему разумению. Я не знаю точно, как там все должно быть, но я точно знаю, чего там быть не должно, и не считаю, что этого знания мало. Все виды искусства хороши, кроме скучного. В репертуаре моего театра обязательно была бы русская и зарубежная классика и талантливые молодые авторы», — говорит режиссер Гайчук.

«Мне очень смешно, когда я слышу, как режиссеры жалуются, что им нечего ставить. Не гневите Бога! Мейерхольд говорил: «Я могу поставить телефонную книгу», — утверждает режиссер.

Гайчук следит за новос-тями, чтобы быть в курсе событий. «Я понимаю, что ничего не могу изменить, почему же я должен переживать?» — говорит он.
Гайчук — совершенно русский человек, который в Эстонии чувствует себя свободно и комфортно, тоски по русским березкам и лаптям и киевским бульварам не испытывает.

«Правда, иногда мне бывает стыдно и за эстонцев, и за русских. Но я бы чувствовал себя хорошо даже в Амазонии — я очень хорошо адаптируюсь», — признается Евгений Гайчук.

По поводу 66-го дня рож­дения Гайчук никаких особенных волнений не испытывает, самочувствие, по его словам, остановилось на сорока годах, и праздника с размахом он по поводу новой даты не устраивал. В прошлом году он встретил день рождения на пляже Красного моря, в этот раз были планы убежать от всех в Италию.

«Мне интересно все, мне интересно жить, вот мотоцикл себе скоро куплю и буду ездить, куда захочется — в лес, на рыбалку, в Питер. И очень хочу заниматься режиссурой», — убежден Евгений Гайчук.


Евгений Гайчук


• Родился 28.02.1943 в эвакуации в Красноводске.


• Жил в Ашхабаде, окончил школу и Государственный институт театрального искусства в Киеве.


• С 1968 года — актер Государственного Русского драматического театра Эстонии, где поставил спектакли «Пиковая дама», «Скупой рыцарь», «Я буду любить тебя всегда», «Свадебный марш».


• Участвует в театральных проектах, снимается в кино, читает на радио.


• Женат, имеет сына.



КОММЕНТАРИЙ


Марианне Острат,

кинопродюсер


С Евгением мы общались, когда снимали нашу выпускную работу «Krantsid» в Балтийской школе кино и медиа. Евгений играл отца-мусульманина. Он, со своим огромным опытом, внушал всем на площадке почтение и был приветливым и доброжелательным. Хотя это было студенческое кино, он отнесся к работе в высшей степени ответственно и профессионально. Его игра придала фильму много дополнительных оттенков и неожиданных нюансов.

Наверх