Такие визиты, как поездка Ангелы Меркель в Грецию, означают не только возможность обменяться мнениями главам государств, но и несут определенную посыл для общества.
Настроения в кризисной Европе
Конечно, нам в Эстонии трудно понять греков, когда мы сравниваем свои зарплаты и социальные гарантии с теми, что до сих пор были в Греции, а также с теми суммами, которые там выплачиваются сейчас. В то же время будущее греков видится отнюдь не в радужных тонах.
Согласно свежему прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), и в следующем году безработица в Греции будет расти, а валовой внутренний продукт (ВВП) — уменьшаться.
Бюджетный дефицит может действительно сократиться, как это сейчас прогнозируют, однако поскольку бюджет все равно находится в минусе, то долговая нагрузка публичного сектора Греции будет расти и в следующем году, и сумма долга может увеличиться почти до объема двухлетнего ВВП.
Те жители Греции, у которых привычный доход сократится, например, на треть, или те, кто вообще останется без работы, разумеется, не могут радоваться этому. Кроме того, структурные реформы затронут интересы и тех греков, которые в прежние времена чувствовали себя спокойно, чувствовали себя защищенными на рынке труда, регулируемом в Греции очень жестко.
Хотя в дальнейшей перспективе для конкурентоспособности греческого государства и общества необходимы и урезания, и реформы, чисто по-человечески можно понять возмущение тех, кто лишается чего-то.
Каждый следующий неполученный транш кредита означает для экономики Греции быстрый распад — об этом мы уже не раз слышали за время кризиса. Наверное, невзгод у членов общества было бы меньше, если бы они выполнили требования кредиторов.
Однако от вышедшего на улицу с протестом грека, которому только что урезали зарплату на несколько десятков процентов, не стоит ждать того, что намерение сократить долг страны до 120 процентов от ВВП к 2020 году вызовет у него такие же сильные эмоции, как то, чего он лично лишится в 2012 году.
С другой стороны, общество Германии пребывает не в большем восторге от оказания помощи грекам, чем жители Эстонии. Вопрос, почему мы должны отдавать евро, накопленные благодаря своей работе и экономии, знаком гражданам всех тех государств, которые во время кризиса входят в число доноров.
Нас, самых бедных в еврозоне, этот вопрос грызет с особенной остротой. Тем не менее за кредитной помощью стоит расчет, который сказывается и на жизни простых людей, хоть в повседневной жизни и не заметен — польза от сохранения зоны евро больше, чем расходы.
Меркель говорила о том, что связано с Афинами, о дружбе, о приложенных Грецией усилиях и о том, что много еще нужно сделать, а также о понимании трудностей греков.
Премьер-министр Греции заверил в дружбе и пообещал приложить усилия в деле проведения реформ. Но плакаты на афинских улицах в стиле «Меркель — Гитлер №2» характеризуют то, какие настроения по поводу дружбы царят в кризисной Европе.