Cообщи

Профессор: в Арктике не хватает военной техники

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
иллюстрация: Pm

Для реанимирования застопорившихся в период кризиса проектов разработки полезных ископаемых в Арктике необходимо сотрудничество всех заинтересованных стран.

Британка Элисон Бейлс, работающая в Исладском университете приглашенным профессором, считает, что об Арктике действительно следовало бы побеспокоится.

Правда, несколько иначе, чем это заявлено в рапортах, провозглашающих новую холодную войну на Северном полюсе: военной техники следовало бы ввести туда даже больше, чем это делается, потому что страшнее опасности нефтяных фирм, охотящихся за богатейшими ресурсами Арктики, может стать опасность потерять саму возможность добычи части полезных ископаемых, и возрастающий интерес Китая к этому региону может оказаться даже политически выгодным.

В 2007 году, когда Бейлс возглавляла авторитетный международный Институт исследования проблем мира (SIPRI), статьи и отчеты, предсказывающие новую холодную войну в Арктике, стали появляться все чаще.

В подтверждение этих страшных предсказаний говорили об энергетических фирмах, которые боролись между собой за новые нефтяные поля, и приводили примеры дорогостоящей военной техники, которую туда ввозили страны. Согласно данным геологических исследований США 2008 года, в Арктике может находиться до 30% всех еще не открытых месторождений в мире.

Но тут последовал экономический кризис и катастрофа с нефтяной платформой ВР в Мексиканском заливе. В результате несколько лет назад с карты Арктики исчезли обозначения ряда перспективных разработок с логотипами нефтяных кампаний.

Например, совместный проект BP и «Роснефти» «Сахалин-4», поисковые работы Cairn около побережья Гренландии объявлены провалившимися, разработка Штокмановского месторождения, которое задало много работы норвежским, французским и российским дипломатам, отложена на неопределенное время.

Патрульные корабли стран региона
Но несмотря на это, страны Арктики продолжают направлять определенную часть своего оборонного бюджета на защиту своих интересов на Севере. Особенно большую активность в этом плане проявляют Россия, которая наращивает возможности своего ледокольного флота, и Канада, инвестирующая в северном направлении больше во флот, чем в береговую охрану.

По мнению Бейлс, речь идет о рациональной деятельности, которая не имеет агрессивной направленности. «Во-первых, нынешнее военное присутствие в Арктике находится на низком уровне», — сказала она Postimees, когда выступал в Риге на конференции по вопросам безопасности.

«Во-вторых, большая часть направляемого туда военного снаряжения идет просто на замену того, которое там уже было, от старости оно уже начинало разваливаться. Разумеется, новое снаряжение более высокого уровня — но так бывает всегда».

По ее словам, большая часть расположенной в Арктике военной техники предназначена для отслеживания того, что там происходит: «Если вы проживаете в государстве, где тает лед, то у вас много моря и земли, которые надо конт­ролировать, поэтому там надо патрулировать и патрулировать».

«Так, для России наличие судов, которые могут круглогодично курсировать в Арктике, может быть крайне необходимо, хотя бы просто для того, чтобы обеспечить существование приполярных нефте- и газодобывающих центров — городов Северной Сибири, — считает профессор. — Они важны для российской экономики, и их жителей необходимо снабжать продовольственными и другими товарами».

Она полагает, что для России ситуация в Арктике, возможно, будет складываться неблагоприятно. Если в результате потепления климата начнет таять тундра, то из почвы в больших количествах будет выделяться тепличный газ метан, который еще более усилит процесс таяния. В результате построенные на вечной мерзлоте шоссейные и железные дороги Севера просто исчезнут.

«Если бы я жила на Севере России, то была бы крайне обеспокоена, и просила бы Москву в два-три раза увеличить количество самолетов и судов, которые туда собираются направить, просто для того, чтобы гарантировать снабжение», — сказала она.

Растущий интерес Китая к Арктике
По мнению Бейлс, Россия и Канада являются теми государствами, которых больше всего беспокоит растущий интерес Китая к Арктике. Она связывает это с тем, что у этих двух государств самая длинная береговая линия в Арктике, на контроль которой они тратят уйму средств.

Понятно, что появление новых стран, интересующихся регионом, увеличивает их озабоченность. Что касается других членов Арктического совета — США и Северных стран, — то они относятся к интересу китайцев спокойнее.

До сих пор резче всего против арктических интересов Китая выступила Норвегия, из-за противодействия которой Пекин не получил статуса наблюдателя в Арктическом совете. Но тут, по словам Бейлса, причина даже не столько в Арктике, противостояние Осло-Пекин началось с присуждения Нобелевской премии мира китайскому правозащитнику Лю Сяобо.

Обидевшийся на это Пекин ответил Осло экономическими санкциями, которые нанесли ущерб торговым интересам Норвегии. А Норвегия, в свою очередь, выступила против статуса наблюдателя для Китая в Арктическом совете.

Для того чтобы реанимировать заглохшие в период кризиса перспективные арктические проекты, по мнению ученого, требуется сотрудничество всех заинтересованных стран, чтобы создать необходимую для ведения экономической деятельности инфраструктуру.

Частью ее являются ледоколы и военные самолеты: их наличие для оперирующих на Севере фирм будет служить гарантией, что в случае несчастья помощь поступит.

Исландия рассчитывает на выгодный бизнес с Китаем

Нынешней весной некоторых международных наблюдателей удивил визит премьер-министра Китая Вэня Цзябао в страну с 320-тысячным населением Исландию. В ходе визита Вэнь Цзябао, сам по образованию геолог, ознакомился с местными особенностями почвы, однако визит китайского премьера имеет все же более серьезное значение.

Аналитики отмечают, что количество дипломатического представительства Китая в Рейкьявике за последнее время значительно выросло. Поползли слухи, что через Исландию Пекин хочет получить хотя бы часть богатств Арктики, а также что китайцы хотят разместить на территории крошечной страны-члена НАТО свою военно-морскую базу.

По словам Элисон Бейлс, большинство экспертов не верит, что Поднебесная станет новым стратегическим партнером Исландии вместо США.

«То, что происходит между Исландией и Китаем, на мой взгляд, не стоит воспринимать драматично, — сказала она. — Исландия традиционно была в хороших отношениях с разными крупными силами мира, например, во время холодной войны очень хорошо ладила с Россией, поскольку продавала туда рыбу. Теперь, я думаю, Исландия заинтересована в том, чтобы продавать Китаю».

«Есть туризм, есть технологии, связанные с геотермальной энергетикой. Если бы в Арктику пришел китайский флот, Исландия могла бы продавать Китаю и портовые услуги», — продолжила она, добавив, что было бы удивительно, если бы в подобном бизнесе с китайцами не были бы заинтересованы также Гренландия и Северная Норвегия.

По оценке Бейлс, основанием для многочисленных спекуляций могло стать то обстоятельство, что определенная часть исландских политиков — среди них и сам президент — любят описывать отношения с Китаем в сугубо стратегическом ключе.

«Так, например, они утверждают, что США покинули свою военную базу в Исландии, а в годы кризиса не оказали Исландии никакой помощи, и поэтому следует искать себе новых друзей».

«Я подчеркиваю, что это личный взгляд президента, — отметила Бейлс. — Нынешнее правительство старалось сбалансировать это мнение, подчеркивая, что у Исландии на Западе по-прежнему есть друзья и торговые парт­неры: в Северных странах, Германии, Великобритании и США».

При этом Бейлс признает, что между Китаем и Исландией могут возникать разногласия. «Причиной для беспокойства может быть то, что исландцы станут связывать с Китаем надежды на большую экономическую выгоду, — отмечает она. — Я неплохо знаю китайцев, они не будут отдавать деньги просто так, чтобы помочь кому-то».

В то же время Бейлс убеждена, что в ближайшей перспективе Исландии стоило бы сосредоточиться все-таки на традиционном партнерстве.

Наверх