Хотя для забастовки работников сферы здравоохранения имелись веские причины, для общества Эстонии все произошло внезапно, породив замешательство.
Сирье Нийтра: забастовка врачей сеет недоумение
Первая неделя забастовки медиков показала, что отказ от работы плохо подготовлен, требования — неразумны, начало забастовки оказалось существенно слабее, чем опасались. Можно сказать, что в первую неделю бастовала лишь незначительная часть медработников.
Медсестры, чье положение действительно невыносимо, практически не бастовали, т.к. забастовка распространялась на амбулаторный прием. Союз медсестер, в который входит более половины медсестер Эстонии, в забастовке не участвует. Работали и большинство врачей в больницах, принимавшие неотложных больных.
Ощутили забастовку на своей шкуре пациенты, время приема которых было перенесено и которые остаются в неведении, когда же им удастся попасть к врачу. В ход пошла старая добрая валюта — знакомства. Несколько врачей признались, что если кто-то очень просил, то и во время забастовки в помощи не отказывали. И, конечно, платежеспособным иностранцам теперь гораздо проще попасть на прием к нашим врачам.
Недоумение в связи с забастовкой вызвало упоминание четырех организаций, две из которых как бы бастуют, а еще две — нет. Дело в том, что союз медсестер и профсоюз медработников ведут переговоры о зарплате со своим работодателем в лице союза больниц и в забастовке не участвуют.
Находящийся в одной лодке с медсестрами профсоюз медработников представляет на переговорах о зарплате работников по уходу. Две эти организации объединяют в своих рядах львиную долю медсестер и работников по уходу.
Глава союза медсестер Эстер Прууден призналась, что ей не по душе, что союз врачей и профсоюз медработников как бы выступают от имени всех сестер и персонала по уходу и проявляют в своих требованиях такую жесткость. «Всякое сколько-нибудь разумное соглашение о повышении зарплаты удовлетворит низкооплачиваемых медсестер и сиделок», — заявила она.
В ходе состоявшегося в Ляэне-Таллиннской центральной больнице круглого стола с участием руководителей клиник стало ясно, что забастовка была крайне необходима прежде всего для привлечения внимания общественности к здравоохранению.
Многие годы возглавлявший комитет по врачебной этике психиатр Андрес Лехтметс подтвердил, что врачи никому не откажут в помощи. По словам Лехтметса, отъезд врачей за рубеж неизбежность, но Эстонское государство должно что-то предпринять для их возвращения.