В Курессааре на прошлой неделе открылась персональная выставка художника Дмитрия Терехова, семь лет назад переехавшего в Эстонию из Москвы.
Художник предпочел Москве жизнь на острове в Эстонии
Выставка Дмитрия Терехова открылась в галерее Ратуши Курессааре 12 октября, в день рождения художника, которому исполнилось 39 лет. Часть экспозиции посвящена местечку Мустъяла, что в 30 километрах от Курессааре, а точнее, старому дому, который Терехов там недавно купил.
У дома богатая история, о чем говорят, в том числе, и найденные в нем старинные вещи и открытки. Выставка так и называется — «Истории старого дома».
Прежде всего живопись
Народу на открытии выставки собралось много. Терехова поздравили вице-мэр Курессааре Тийна Талви, представители Русского культурного общества, коллеги из клуба художников, друзья и знакомые. Сразу чувствуется — Дмитрий Терехов на острове стал своим человеком. Как и вся его семья — супруга Майя и родившиеся на Сааремаа сыновья Илья и Андрей, им сейчас, соответственно, два с половиной и четыре года.
Живут они на самом краю Курессааре. Из окна их квартиры на третьем этаже открывается чудесный вид на залив — такой характерный для Эстонии пейзаж.
Сам же Дмитрий Терехов родился на Украине, в Кривом Роге. Живописью увлекся в раннем детстве. Этому поспособствовал дедушка. «По профессии он горный инженер, на шахтах работал, наукой занимался, — рассказал Дмитрий. — Но увлекся живописью, причем только в 47 лет, и художником оказался талантливым».
Терехов тоже не сразу стал заниматься живописью профессионально. После армии два года был в Польше сборщиком улиток, потом в Подмосковье работал пожарным, занимался и бизнесом. Но живопись для него всегда была на первом месте. И в конце концов стала профессией.
Десять лет Терехов жил и работал в Москве. Говорит, что был успешным художником, одним из самых продаваемых. Про него писали в прессе, приглашали в ток-шоу на ТВ. Знакома Дмитрию и столичная светская жизнь.
Но в один прекрасный день он все бросил и переселился на тихий остров Сааремаа. Вместе с женой Майей, которая работала в Москве в пиар-компании, в сфере шоу-бизнеса. В отличие от Дмитрия, остров Сааремаа ей был хорошо знаком: Майя Пихлак сама из этих мест.
Родители Майи развелись, и она с мамой-украинкой уехала в Россию, а отец-эстонец остался в Курессааре. Какое-то время она писала ему письма по-эстонски, но со временем язык подзабылся, теперь она его уже восстановила.
В Курессааре они поселились в квартире отца Майи. В той самой, откуда открывается прекрасный вид на море.
«А под окнами нашей квартиры в Москве каждый день жгли ящики торговцы-азербайджанцы, — заметил Дмитрий. — И вообще, шум, толкотня, нервозность, суета, расстояния… В какой-то момент я понял, что искусство уходит все дальше. Хотя заказов было много, но это уже не приносило удовлетворения, потому что все больше походило на поточное производство. А хочется заниматься настоящим искусством».
Дом за 700 евро
Ради этого и переехал художник на Сааремаа. И сразу понял: нет лучшего места для жизни и творчества. Так полюбился Дмитрию Сааремаа, что остальная Эстония его мало привлекает — на материке он бывает крайне редко.
Конечно, полностью от мира он здесь не отгородился. Как и для многих художников, для Терехова важной частью профессии остается пространство Интернета, посредством которого он сообщает о себе как о художнике, контактирует с заказчиками из разных концов мира. Правда, признает Дмитрий, заказов сейчас не так много, как прежде. Но ведь не для этого же он сюда ехал. Художник пишет сейчас в основном сааремааские пейзажи, портреты местных жителей.
А недавно Терехов приобрел старый дом в местечке Мустъяла — за 700 евро, на тот момент это была самая дешевая на Сааремаа недвижимость, выставленная на продажу. Многие удивлялись — зачем ему понадобилась эта развалюха?
У него же с этим домом связаны большие планы — сделать этот дом, построенный в 1911 году, центром культурной жизни. Рядом — лютеранская церковь, которую спроектировал крупный русский архитектор Давид Иванович Гримм, автор известных церковных сооружений в Ницце, Женеве, Копенгагене, Иерусалиме, не говоря уже о России. Оказывается, оставил он след и на эстонском острове.
Терехова этот дом привлек тем, что он за сто лет ни разу не перестраивался, и даже ремонта большого, судя по всему, там не было. Вот он и захотел привести дом в порядок, сохранив его в первозданном виде.
Об истории дома и его жильцах Дмитрию рассказывали местные старожилы. О том, в частности, что первым хозяином его был самый знатный житель Мустъяла по фамилии Хейнметс.
«Здание довольно большое — три входа, пять печей, площадь — 200 квадратных метров, — рассказал Дмитрий. — Возможно, это будет Дом художника, куда я буду приглашать коллег из России и других стран. Возможно, будем проводить здесь музыкальные фестивали. Может, и сами там поселимся».
Дом Шерлока Холмса
Дмитрию в Мустъяла нравится все — природа, воздух, небо, море, наконец, само название деревни, такое мягкое и ласковое.
Проза жизни, однако, состоит в том, что работы там — непочатый край, соответственно, и средства требуются. «Пишу в разные фонды, но положительного ответа, увы, пока не было, поэтому, видимо, надо рассчитывать только на свои скромные возможности», — заметил Терехов.
Тем не менее, выступая в пятницу на открытии своей выставки, он не побоялся озвучить дату презентации дома в Мустъяла — 2014 год.
А пока в рамках вернисажа художник провел презентацию своих арт-проектов, связанных с этим домом. Помимо прочего, Терехов задумал устроить там Дом-музей Шерлока Холмса.
«Не то, чтобы я был большим поклонником детективов, но сам этот образ меня занимает», — пояснил художник. К тому же среди старых вещей на чердаке дома в
Мустъяла он обнаружил потрепанную книгу Конан Дойла «Возвращение Шерлока Холмса», в которой описана история, как Шерлок Холмс в конце жизни, изменив имя и внешность, покинул Лондон и стал заниматься разведением пчел.
«Возможно, это автобиографическая история, ведь Конан Дойл, который считается прототипом Шерлока Холмса, в конце жизни тоже покинул Англию и некоторое время жил в скандинавских странах. Может, он и у нас на Сааремаа был? Где-нибудь в районе Мустъяла пчелами занимался, — с серьезным видом фантазирует Дмитрий. — И тот факт, что замечательный советский фильм о Шерлоке Холмсе снимался в Эстонии, может, не случайное совпадение?»
Как бы там ни было, Терехов решил: быть в деревне Мустъяла на эстонском острове Дому-музею Шерлока Холмса. Кстати, часть выставки Терехова посвящена этому персонажу: художник написал портреты легендарного сыщика и миссис Хадсон в пожилом возрасте — так они могли бы выглядеть, поселившись на Сааремаа.
Однако самая большая картина на выставке Дмитрия Терехова — портрет его сыновей Ильи и Андрея. Размеры работы, видимо, отражают то место, которое занимают дети в реальной жизни художника. Изображены мальчики на фоне Курессааре — ведь это их родина.