Молодые эстонские врачи не решаются работать в уездных больницах, поскольку неясно, что будет с медицинскими учреждениями через пять лет.
Маленькие больницы превратят в центры здоровья
Вместо нынешней больничной сети, в которой работает 19 больниц, получающих деньги, в основном от Больничной кассы, к 2020 году должно остаться семь или десять больниц, а остальные будут перепрофилированы в центры семейных врачей и центры здоровья, предлагающие услуги по уходу, «скорой помощи» и частично — врачей-специалистов.
«Реальность такова, что помощь врачей-специалистов необходимо сократить, однако современное стационарное лечение, вне зависимости от того, сколько оно стоит, обязательно сохранится в Таллинне, Тарту, Пярну, Йыхви и Курессааре», — сказала вице-канцлер по вопросам здоровья Министерства социальных дел Иви Нормет.
«Сейчас под большим вопросом стоят Раквере, Вильянди и Нарва — там больницы с услугами врачей-специалистов, вероятно, сохранятся дольше, но и в их случае мы все смелее говорим о перспективе создания центров здоровья», — добавила она.
Нормет рассказала о программе развития новой больничной сети, которая сейчас лишь обретает форму.
Идеи об изменении больничной сети к 2020 году, исходящие из реальной ситуации в системе здравоохранения и нехватки медицинского персонала, оказались куда более радикальными, чем те, что 12 лет назад предложили шведы, проанализировавшие эстонское здравоохранение, и чем то, что на основе этого анализа было вписано в программу развития больничной сети Эстонии десять лет назад.
Уездам не хватает молодых врачей
Тогда шла речь о 13 активно действующих больницах, предлагающих помощь врачей-специалистов всех профилей, но, в конце концов, осталось и действует до сих пор 19. В ходе забастовки врачей вновь встал вопрос о необходимости упорядочить больничную сеть, и Министерства социальных дел уже начало подготовку к этому.
«Большая часть больниц оказывает современную врачебную помощь как в форме амбулаторных приемов, так и стационарного лечения, однако им все труднее выполнять свои задачи — в первую очередь, это связано с персоналом», — пояснила Нормет одну из важных причин, из-за которой нужно пересмотреть больничную сеть.
«Возраст тех, кто долгие годы работал в уездных больницах, повышается, а молодые не хотят там работать», — добавила она.
Как сказал руководитель Валгаской больницы Марек Сеэр, неопределенность мешает организовывать работу учреждения. «Нельзя дожидаться, когда маленькие больницы вымрут сами собой, хотя это и пытаются сделать через договор Больничной кассы», — сказал он. Неопределенность особенно сильно мешает тем, кто сейчас аканчивает Тартуский университет и должен решить, куда пойти на работу.
Эйки Нестор, который во время составления прошлой программы развития больничной сети занимал пост министра социальных дел, сказал, что десять лет — это как раз такой период, после которого пора составлять новую программу. Он отметил, что в этом году работа над ней уже ведется, но что начинать ее нужно было на несколько лет раньше.
Специалисты представят свои предложения
На этой неделе общества врачей-специалистов собираются представить Министерству социальных дел свои предложения, из которых должно выясниться, какие специальности, на каком уровне и где нужны пациентам, с учетом ситуации в современной медицине.
«Этой информации мы и ждем от обществ врачей-специалистов — врачи каких специальностей могут, и имеет ли это смысл, выезжать в уездные центры здоровья и проводить там амбулаторный прием, и в случае с какими специальностями это исключено.
И нужно договориться, как мы в этом случае будем покрывать расходы пациента, если ему потребуется ехать к врачу-специалисту в Тарту, Таллинн, Пярну или Йыхви», — пояснила вице-канцлер.
Большая часть действующих в уездных центрах больниц общего профиля к 2015-2020 годам должны перепрофилироваться в центры здоровья, в которых под одной крышей будут работать семейные врачи (которым целесообразнее принимать пациентов в уездном центре) и «скорая помощь», где будут оказываться услуги по уходу и вестись амбулаторный прием врачей некоторых специальностей; возможно, частично там будет также дневная терапия и хирургия.
По мнению Нормет, в нынешнее время нужно, чтобы в каждой врачебной специальности была хорошая команда, однако такое может предложить только больница.
«Где-то в поликлинике хирург ничего не может делать в одиночку. Он может консультировать, ставить первичный диагноз или наблюдать пациента во время восстановительного лечения», — привела канцлер пример и добавила, что хирурги вряд ли захотят так работать.
Руководитель Йыхвиской больницы Пеэп Пыддер убежден, что если за хирургами не будут стоять больницы, то они просто исчезнут из уездов — в медицине все взаимосвязано.
Лечебное учреждение как работодатель
По словам Нормет, ответа требует и такой вопрос: должны ли в центрах здоровья помимо бригад «скорой помощи» — по первоначальным подсчетам, к работающим сейчас по всей Эстонии примерно 90 бригадам добавится еще, как минимум, десять — работать и отделения экстраординарной медицины.
«Современная экстраординарная медицина нуждается в поддержке всей больничной структуры — это операционные боксы, врачи по внутренним заболеваниям, хирурги, анестезиологи, без которых оказание помощи на местах превращается в бессмыслицу», — сказала она.
По словам Нормет, разговоры ведутся и о том, что в центрах здоровья мог бы быть более длительный прием семейных врачей. «Мы провели один пилотный проект, который показал, что после десяти часов вечера люди с более легкими недомоганиями не приходят за помощью — они ждут до утра, а в тяжелых случаях «скорая помощь» все равно отвозит в большие больницы, ведь на то она и «скорая помощь»», — отметила вице-канцлер.
Несмотря на то, что через кошелек Больничной кассы государство может направлять будущее больниц, их владельцами, в основном, являются местные самоуправления, из-за лоббистской работы которых откладывается процесс активных изменений больничной сети.
«В своем регионе больница играет куда более важную роль, чем просто оказание врачебной помощи, и это во всем мире так, — отметила вице-канцлер. — Больница является крупным работодателем, закупщиком услуг — ведь нужна мебель, услуги по стирке белья, питание или, по крайней мере, продукты, и еще многое другое».
Не напрямую, но косвенно государство уже подвело небольшие уездные больницы к необходимости изменить свой профиль. За многие миллионы европейских денег их уже перестроили и продолжают перестраивать в медицинские учреждения по уходу.
Единственной, кто долгое время отказывался перепрофилироваться в больницу по уходу, была Раплаская больница. Но, в конце концов, сдалась и она.
По поводу превращения большинства уездных больниц в центры здоровья государство строит аналогичные планы: из денег бюджетного периода ЕС, начинающегося в 2014 году, будут распределены деньги на крупные инвестиции, чтобы перестроить больницы в центры здоровья, и снабдить их необходимой для исследований аппаратурой.