Решение по жалобе Яны Тоом суд примет в ноябре

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Член Рийгикогу Яна Тоом и ее представитель Оливер Няэс на процессе против Полиции безопасности 17 сентября 2012 года.
Член Рийгикогу Яна Тоом и ее представитель Оливер Няэс на процессе против Полиции безопасности 17 сентября 2012 года. Фото: Лийс Трейманн

Таллиннский административный суд, который вчера рассмотрел жалобу бывшего вице-мэра Таллинна, ныне депутата Рийгикогу Яны Тоом (Цент­ристская партия) против Полиции безопасности, примет решение по жалобе 13 ноября.

В начале заседания представители Тоом потребовали отстранения судьи, заявив, что тот нарушил требование беспристрастности. Затем в ходе заседания суд заслушал одну представленную представителями Тоом видеозапись собрания, на котором при участии Тоом обсуждался переход школ на эстонский язык обучения. На прошлом заседании выступления Тоом на собраниях описывали свидетели, приглашенные Полицией безопасности.

Представитель Тоом Юллар Тальвисте спросил, прозвучало ли в услышанной в суде записи нечто такое, что выходит за рамки эстонского правового пространства или что гражданин Эстонии, пользуясь исходящим из Конституции правом на свободу слова, не должен был бы говорить. «Лично я не услышал тем ничего такого. Наоборот, истица произнесла: мы выполняем закон. А еще она сказала: мы действуем только в правовом пространстве», — сказал Тальвисте в суде.

Тальвисте высказал мнение, согласно которому, сказанное Яной Тоом соответствует тем возможностям, которые имеют люди в демократическом обществе. Он добавил, что при желании как-то обозначить судебный спор его следовало бы назвать спором о свободе слова в Эстонской Республике.

Яна Тоом требует от КаПо опровержения
Представлявший Полицию безопасности (КаПо) Аллар Йыкс вчера отметил, что приведенные в годовом отчете описания не содержат ничего нового по сравнению с тем, что Тоом сама сообщала о своей деятельности.

Как сказал Йыкс, Тоом призывала школы к тому, чтобы те сами публично ходатайствовали о том, чтобы переход на эстонский язык обучения не состоялся, и в качестве вице-мэра использовала для этого позицию представителя власти.

По его словам, свидетельскими показаниями тоже доказано, что Тоом имела власть над директорами школ, которые за короткое время подали ходатайства и быстро изменили программы развития школ.

На вопрос, почему до обнародования годового отчета Полиция безопасности, к примеру, не пригласила Тоом на беседу, Йыкс ответил, что речь шла о более широком процессе, который начался, когда вице-мэром была Тоом, а затем развился, когда вице-мэром стал Михаил Кылварт. Он отметил, что если бы Кылварт не продолжил эту деятельность, то, возможно, ее не нужно было бы обнародовать в годовом отчете.

Йыкс добавил, что Полиция безопасности не задавалась целью остановить Тоом путем предания этих материалов огласке в годовом отчете, однако хотела дать понять руководителям и попечительским советам школ, что государство не станет смотреть сквозь пальцы на препятствование процессу интеграции и возможную угрозу государственной безопасности, которая может сопровождать противодействие муниципальных политиков переходу на эстонский язык обучения.

В своем иске Тоом требует закрыть возможность доступа к личным данным и опровергнуть неверные данные в связи с годовым отчетом Полиции безопасности.

Согласно иску, не верны опубликованные данные
Согласно жалобе, обработка личных данных не соответствовала целям — поскольку в годовом отчете не говорится, что поведение Тоом противоречит закону, то ей неясно, как информирование общественности о правомерном поведении истицы может предотвратить преступления или угрозу безопасности.

Кроме того, согласно иску, по поводу Тоом была обнародована не соответствующая действительности информация, когда было заявлено, что она в сотрудничестве с Информационным центром по правам человека воздействовала на русские школы Таллинна, чтобы те подали горсобранию ходатайства о продолжении русскоязычного обучения.

В своей жалобе Тоом требует, чтобы касающаяся ее информация, обнародованная в годовом отчете Полиции безопасности, была признана противоправной, и чтобы КаПо удалила или закрыла касающиеся ее заявления, которые содержатся в дигитальной версии годового отчета, и опубликовала годовой отчет в новом виде на своем сайте.

А еще Тоом хочет, чтобы КаПо изъяла экземпляры прошлогоднего отчета из Национальной библиотеки, из библиотек Тартуского университета, Таллиннского университета и Академии МВД, а также из центральных уездных библиотек, и заменила имеющиеся там годовые отчеты на новую версию, публикации которых в печатном виде Тоом тоже требует.

Представители Тоом пояснили в суде, что поскольку у них нет обзора того, кто получает годовые отчеты Полиции безопасности, они требуют замены издания в тех библиотеках, которые обеспечивают доступность печатных изданий самому большому числу читателей.

КаПо полагает, вице-мэр ведет скрытую работу
Кроме того, Тоом хочет обязать КаПо распространить пресс-релиз, в котором были бы опровергнуты представленные о ней ложные данные.

В обнародованном 12 апреля этого года годовом отчете КаПо было отмечено, что деятельность, направленную против перехода на эстонский язык обучения, перед парламентскими выборами 2011 года взяла на себя вице-мэр Таллинна по вопросам образования и культуры Яна Тоом.

«В сотрудничестве с Информационным центром Эстонии по правам человека, участвующим в российской политике соотечественников, было оказано воздействие на русские школы Таллинна, чтобы те подали ходатайства о продолжении русскоязычного обучения после 1 сентября 2011 года, когда русскоязычные гимназии должны перевести 60 процентов предметов на эстонский язык обучения», — записано в годовом отчете Департамента полиции безопасности.

Согласно этому отчету, после ухода Тоом в Рийгикогу деятельность, направленную против перехода, продолжил ставший вице-мэром Таллинна Михаил Кылварт, который к деятельности, осуществлявшейся до сих пор открыто, добавил и скрытое противоборство.

«При этом цель Кылварта состояла в том, чтобы собрать русскоязычную молодежь и показать ее противостояние», — записано в годовом отчете Полиции безопасности.
 

Ключевые слова

Наверх