Нужно ли Эстонии создание таких институтов национальной политики, при которых логика предвыборной борьбы и государственные интересы не противоречили бы друг другу, спрашивает профессор Таллиннского университета Райво Ветик, откликнувшийся на дискуссию вокруг мнения Яака Аллика, опубликованного в Postimees.
Райво Ветик: русские Эстонии – не карта, чтобы их разыгрывать
С некоторыми утверждениями, высказанными в статье Яака Аллика, можно согласиться, с другими же – нет. Я согласен с ним в том, что дальнейшее движение по прежним рельсам интеграционной политики особенно никуда не приведет. Всевозможные исследования, проведенные за последние 5-6 лет, однозначно это показывают. Необходима смена парадигмы.
К русскому вопросу в эстонской политики можно подходить с двух сторон – это сбор голосов в предвыборной борьбе и достижение долгосрочных государственных целей. Ядро нашей интеграционной политики и есть тот факт, что предвыборная логика мешает внутреннему развитию общества и тем самым уничтожает долгосрочную способность государства к развитию.
В то же время предвыборная борьба - самый важный признак демократии, проклинать политиков за участие в предвыборной борьбе – тоже никуда не приведет. То, что они делают, во многом обусловлено логикой системы.
Конечно, можно призвать к большему государственному мышлению, но на практике это не помогает, все равно люди идут самым простым путем.
Таким образом, вопрос заключается, скорее, в системе. Если суть человека особенно изменить нельзя, то систему можно. Возможно ли в Эстонии создание таких государственных институтов, при которых логика предвыборной борьбы не противоречила бы государственным интересам?
При создании такой системы следует начать с выбора слова, которые мы используем. В этом смысле я не согласен с призывом Яака Аллика сделать «русскую карту» нашим козырем. Я понимаю, что это метафора, однако и метафоры управляют нашим мышлением и действиями.
Изменение парадигмы интеграционной политики должно начаться с того, что мы осознаем эстонских русских не как карту, которую можно при необходимости выбросить на стол в политической игре, а просто как людей. Не больше - не меньше.