Эстонское государство могло бы давать негражданам от 70 лет и старше эстонский паспорт без экзамена по языку, пишет владелец частной клиники Elite Андрей Сырица в Postimees. В то же время он считает, что Эстония должна подумать о новых иммигрантах, поскольку в будущем нам понадобятся продавцы и уборщики.
Андрей Сырица: не уважая неграждан, Эстония рискует, что ей написают в чайник
Если говорить о возможном повороте в отношении Эстонии к инородцам, здесь есть несколько аспектов. Во-первых, Советский Союз принес людям много зла: высылал в Сибирь, убивал, национализировал имущество. Такие вещи быстро не забываются – для этого должно смениться поколение. Поэтому совершенно понятно, почему эстонцы иной раз чувствуют отторжение от русских на человеческом уровне.
Но есть и государственный уровень. Государство – это механизм, который должен заботиться обо всех своих жителях и думать прагматично. Если раньше мы были готовы быть бедными, главное, чтобы свободными, то сейчас этот задор прошел. Видно, что люди больше не ведут себя как «бедные, но свободные», а эмигрируют туда, где зарплаты выше – возьмем хотя бы пример врачей. Богатство растет за счет прагматичности. В том числе за счет того, умеем ли мы использовать рынок нашего восточного соседа, даже если эмоционально это многим может не нравиться.
Прагматичное государство не издевается легкомысленно над своими жителями. Исторически произошло так, что в Эстонии живет много неграждан. Теперь независимости исполнилось 20 лет, и время показало, что они никуда не уезжают. Они - люди Эстонии. Это означает, что нет смысла издеваться над ними. Если им по 70-80 лет, что для них требование выучить эстонский язык ради получения гражданства? Мировая практика показала, что такой подход не работает.
Если мы хотим пойти по пути интеграции, то начать можно с решения мелочей, которые не опасны для государства, но помогли бы уменьшить напряжение в обществе. Кроме того, большое количество неграждан подверглось критике и многих европейских организаций.
Проблему представляет хотя бы формулировка – мы говорим негражданам, что «вы для нас чужие». Представим себе пятиэтажный дом, в котором живут разные люди, и если от части жильцов другие, постоянно встречая их на лестнице, воротят нос, демонстрируя, что они в доме чужие, откуда должна взяться мотивация подобрать бумажку, упавшую на пол, или убрать за чужой кошкой, нагадившей в подъезде?
Вспоминается одна шутка времен студенчества. В одном комнате в общаге живет три студента, двое постоянно придираются к третьему. Издеваются-издеваются, пока, наконец, не образумливаются и не обещают, что прекратят издеваться. Третий подслушивает их и объявляет: «Ладно, тогда я тоже больше не буду писать в ваш чайник».
Даже если упрощение получения паспорта для пожилых неграждан не заставит их автоматически полюбить эстонское государство, это заставит из близких чуть больше заботиться о стране. Сейчас неизбежно выходит так, что Эстония пьет тот самый чай и думает, что она крута.
У темы интеграции есть и третий аспект, о котором не стоит забывать – новоиммигранты. Эстония почитает за честь качественное образование и предложение товаров и услуг на наивысшем уровне в производственной цепочке. Вся система и надежды выстроены так, что у нас остается все меньше людей, которые делают простейшую работу. Мы же не рекламируем, что после 8-го класса дальше учиться не надо, просто получите профессию продавца или уборщика и идите работать. Мы говорим, что надо поступить в гимназию, получить высшее образование и заняться предпринимательством.
Но кто-то неизбежно должен делать и простейшую работу. Если эстонцы этого не хотят, то логично, что мы должны ввозить рабочие руки из-за рубежа. Можно же сказать, что мы не хотим никаких иммигрантов – но где взять столько эстонцев, которые все стремятся к вершине, а некоторые из которых скоро уедут за границу?
На самом деле, следует думать на шаг вперед. Нам нужно обсуждение, почему вообще кто-то должен хотеть приехать в Эстонию, чтобы выполнять здесь простейшую работу? Если он уже однажды попал в эти края, логичнее отправиться за лучшей жизнью в Финляндию. Готова ли Эстония подумать настолько наперед и, соответственно, начать к этому готовиться?
Долг Эстонии – как и любого другого демократического государства – подавить чувства и в национальной политике и в других вопросах и вести себя по-государственному мудро со всеми своими жителями. Государство существует для того, чтобы гарантировать, чтобы всем, кто здесь живет, было хорошо – независимо от национальности. Начнем с неэстонцев – с их помощью эстонскому государству будет намного проще будет идти вперед, чем с новыми иммигрантами. Их менталитет не российский, его корни в Эстонской Республике, ее обычаях и общественном порядке.