/nginx/o/2011/11/15/837750t1hfd68.jpg)
Результаты парламентских выборов в Литве явно отличаются от тех, что были в Эстонии и Латвии. В отличие от соседей, где избиратели вновь дали мандат прозападно настроенным правым партиям, литовцы предпочли популистов, ассоциирующихся с Россией.
И хотя второй тур выборов еще может внести некоторые изменения, все-таки ясно, что в течение последующих лет мы будем встречать в новостях имена Виктора Успасских и Роландаса Паксаса.
Первый из них — представитель «Газпрома» и разбогатевший бывший сварщик, который пришел в политику в середине минувшего десятилетия и стал министром экономики, но когда возникли подозрения по поводу финансирования его партии, сбежал в Россию более чем на год.
Паксас, партия которого «Порядок и справедливость» получила в первом туре выборов наибольшее количество голосов и желает видеть в правительственной коалиции руководителя «Рабочей партии» Успасских вместе с социал-демократами, является отправленным в отставку президентом. Лидера социал-демократов Альгирдаса Буткявичюса, который может стать премьер-министром, наблюдатели характеризуют как безинициативного.
Несмотря на то, что в итоге все это оставляет странное впечатление, можно предположить, что резкой смены курса в Литве ожидать не стоит.
Пространство для маневров ограничено. «Новый премьер-министр делает, скорее, правильные вещи, которые требуют президент и Европа, — прогнозирует один литовский журналист со стажем. — Наверное, введут ступенчатый подоходный налог. Проект атомной станции продолжится, но еще больше будет зависеть от внешних факторов. Среди прочего придется принимать и дурацкие решения, но ничего особо ужасного».
Во всем вышесказанном неоднократно проскальзывают отношения с Россией. Неужели на результатах выборов в Литве сказалось влияние восточного соседа? Вероятно, нет. Просто социал-демократы, Успасских и другие обещали избирателям, уставшим от экономии, фантастические вещи. В Литве нет дружественных Москве партий вроде Центристской партии в Эстонии и «Центра согласия» в Латвии.
В последние недели понятие энергетической безопасности пытались довести до абсурда, утверждая, что расположение электростанций, работающих на горючем сланце, у восточной границы уже само по себе является большим риском, так что говорить о другом нет причин.
На самом деле не важно, где в маленькой Эстонии будет располагаться мишень размером со станцию. Важен политический аспект безопасности, и пример Литвы подтверждает, что это понимает и Россия.