Нарвский джазовый гуру устает только от ненужных дел

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Борис Паршин и джазовый ансамбль, участников которого он называет своим звездным выпуском, многие из них связали свою жизнь с музыкой.
Борис Паршин и джазовый ансамбль, участников которого он называет своим звездным выпуском, многие из них связали свою жизнь с музыкой. Фото: Частный архив

Преподаватель Нарвской музыкальной школы Борис Паршин говорит, что его интерес к жизни поддерживает семья и глаза учеников на репетициях и выступлениях.

В кабинете преподавателя Нарвской музыкальной школы (НМШ) Бориса Паршина не сразу находим место, чтобы присесть: пачки нот аккуратно разложены и на столе, и на всех стульях. «Это только кажется, что тут небольшой беспорядок, на самом деле — все на своих местах», — бодро говорит Борис Петрович: он признается, что ни на работе, ни дома не любит «идеального порядка» — ему сразу становится неуютно.

Трудно поверить, что преподавателю НМШ, известному нарвскому саксофонисту, многолетнему организатору и участнику джазовых фестивалей Борису Паршину недавно исполнилось 66 лет.
Ритм жизни Бориса Петровича не меняется уже много лет.

Пять дней в неделю — работа в музыкальной школе: занятия с учениками, репетиции с джазовым оркестром музыкальной школы, по субботам он играет на саксофоне в Музыкальном кафе. Раз в месяц организует концерт в джаз-клубе, раз в год — Нарвский джазовый фестиваль, участвует вместе с джазовым оркестром НМШ в джазовых фестивалях в Таллинне и Силламяэ.
Плюс частые выступления с оркестром в течение года — например, в октябре джазовый оркестр НМШ под управлением Бориса Паршина дал два концерта — в Нарвском замке и в Нарвской художественной галерее.

Выбора не было
Как часто у музыканта и музыкального педагога с 46-летним стажем возникает чувство усталости и желание зажить более спокойной жизнью? Борис Петрович отвечает не сразу. «Я не могу представить свою жизнь без работы.

Устаю только от ненужных дел. Например, когда пишу планы, отчеты — у учителя уйма бумажной работы, которая, на мой взгляд, никому не нужна. Или когда на урок приходит ученик с потухшим взглядом и невыученным заданием — тогда сразу чувствую усталость. Слава Богу, это бывает редко. Когда делаю то, что меня увлекает — не устаю никогда», — рассказывает Борис Пет­рович.  

О возрасте он вообще задумывается редко. «Когда меня спрашивают о возрасте, я довольно долго думаю, прежде чем ответить — вспоминаю, а сколько же? Единственная грустная мысль в связи с этим такая: кто заменит меня, кому я смогу передать учеников? Знаю по личному опыту — лет семь нужно, чтобы начинающий педагог стал настоящим учителем», — говорит Паршин.

За годы работы он выпус­тил много блестящих учеников, но никому из них не советовал стать учителем музыкальной школы, да и вообще связывать свою карьеру с музыкой: деньги музыканту заработать нелегко.

Борис Петрович радуется, когда его ученики становятся врачами, инженерами, юристами. Почему он сам тогда не выбрал более денежную специальность?

«А у меня выбора не было: к девятому классу музыкальную школу я закончил отлично, а общеобразовательную — с двойками по математике и физике. И мне учителя поставили ультиматум: или поступай в училище — тогда вместо двоек в аттестате будут тройки — или оставим на второй год», — вспоминает Паршин.

В советское время он работал учителем в музыкальной школе на две ставки сразу, да еще успевал руководить тремя самодеятельными оркест­рами в разных домах культуры. «Тогда зарабатывал гораздо лучше, чем сейчас. Сейчас морально я себя чувствую очень хорошо, но получать такую зарплату — как-то несерьезно, не по-мужски», — говорит Борис Петрович.

Семья и ученики
Один из его любимых учеников — ныне выпускник Таллиннской музыкальной академии, талантливый джазовый саксофонист Александр Пааль, в свое время закончил школу с золотой медалью. «Мы вместе с его мамой очень долго отговаривали Сашу от музыкальной карьеры, но, видно, судьба. Сейчас он заканчивает магистратуру, и, как будто, не жалеет. Недавно встречались с ним за чашкой кофе, обсуждали — что бы вы думали — музыкальную педагогику!» — улыбается Паршин.

Музыкантом вопреки желанию деда стал и старший внук Бориса Петровича, пианист и саксофонист Артем Репьюк. А младший, девятилетний Костя, в этом году поступил учиться в музыкальную школу по классу аккордеона — учится у собственной бабушки, супруги Бориса Петровича, Людмилы Юзвик. Младшая дочь Паршина — известная джазовая певица Елена Юзвик, несколько раз выступавшая в команде Эстонии на конкурсах «Евровидения».

Но когда музыкальная семья собирается вместе, время она проводит, как самая обычная. «Нет, не поем, и не музицируем, — рассказывает музыкант. — Сидим за столом, разговариваем о жизни, о политике, обо всем на свете — и нам хорошо: не часто удается собраться всем вместе. А музыки нам и на работе хватает».

На вопрос, что больше всего поддерживает в нем интерес к жизни, Борис Петрович отвечает сразу: «Конечно, моя семья. И глаза моих учеников на репетициях и выступлениях».

В чем секрет неизменной любви всех поколений его учеников к своему учителю и к его любимому джазу? (Сам Борис Пет­рович отдал свое сердце джазу еще подростком, в те годы, когда об этой «тлетворной» западной музыке говорили так: «Сегодня ты играешь джаз — а завтра родину продашь!») Многие из участников джазового оркестра НМШ уже отучились в музыкальной школе по классу фортепиано, аккордеона, кларнета или флейты, но им не жаль времени и сил на репетиции и выступления с оркестром. Многие ребята занимаются в оркестре по семь лет — репетируют по выходным, импровизируют, порой и сами сочиняют музыку.

«Джаз — это именно то, что нужно давать играть в музыкальной школе, конечно, наряду с классикой. Это развивает у ребенка артистичность, воображение, умение играть в ансамбле», — убежден учитель, почти каждое утро которого начинается с написания аранжировок для своих учеников и учениц.

Он снимает с полки толстую пачку аккуратно переплетенных аранжировок для разных инструментов. «Хорошо бы издать это все когда-нибудь…» — мечтательно говорит нарвский джазовый гуру Борис Петрович Паршин.

Борис Паршин

• Родился 6 октября 1946 года в Рязани. Через год семья переехала в Нарву.

• Окончил Нарвскую музыкальную школу по классу аккордеона и кларнета; Псковское музыкальное училище; заочно Таллиннскую государственную консерваторию.

• С 1967 года преподает в Нарвской музыкальной школе, руководит школьным джазовым оркестром.

• Много лет организует в Нарве джазовые фестивали. В 2010 году Союз джаза Эстонии отметил Бориса Паршина наградой «За джазовую деятельность».

• В 2002 году стал лауреатом культурной премии Ида-Вирумаа за издание методического пособия «Солист оркестра», в 2007 году ему была присуждена премия фонда Kultuurkapital.

Наверх