Европа является единственной частью света, где дела авиаперевозчика идут плохо.
Европейские авиакомпании переживают трудности
Согласно последнему прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association — IATA), в этом году европейские авиафирмы ждет убыток в размере 1,2 миллиарда долларов. Европейский авиационный рынок, в соответствии с этим предсказанием, будет единственным, оставшимся в минусе.
В прогнозе, обнародованном 1 октября, отмечается, что все летные фирмы регионов Азии и Тихого океана, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока и Африки получат хоть какую-то прибыль, либо закончат год с нулевым балансом.
Самый успешный прогноз относится к первому региону — тамошние предприятия, с наибольшей долей вероятности, ждет прибыль в размере 2,3 миллиарда долларов. Североамериканские фирмы заработают 1,9 миллиарда долларов. Даже в Африке ожидается нулевой баланс, отмечается в прогнозе.
В Европе же предприятия стоят перед множеством трудностей. Особенно это касается предприятий так называемого премиум-класса (то есть, не- малобюджетных фирм), у которых число пассажиров сокращается.
Кроме того, на фирмах сказываются «высокие налоги, недостаточно развитая инфраструктура и отягчающая правовая среда», записано в отчете. Все это значит, что общий убыток в этом году составит 1,2 миллиарда евро. Несколькими месяцами раньше IATA оценила величину убытка на сумму 1,1 миллиарда.
Рост в азиатском регионе
«Самый большой рост экономики наблюдается в азиатском регионе, а это означает появление там большего числа платежеспособных клиентов. ВВП (валовой внутренний продукт) Европы топчется на месте — тенденции роста в авиации напрямую взаимосвязаны с ВВП», — сказал специалист в области авиации Тоомас Петерсон.
По его словам, европейская летная структура в недостаточной мере адаптировалась к современным требованиям, а это означает, что база расходов в ней больше, чем у азиатских и американских конкурентов.
Исключение составляют малобюджетные фирмы, из которых самым ярким примером является ирландская компания Ryanair, которую из-за постоянно прыгающих показателей (что связано с эффективностью затрат) уже прозвали «кузнечиком». Малобюджетным фирмам помогает выживать и, что еще важнее — зарабатывать прибыль, быстрое реагирование.
Если какая-то линия не годится, ее быстро вычеркивают из списка маршрутов и переходят к следующим.
Кроме того, фирма зарабатывает прибыль на различных услугах, обеспечивающих пассажирам комфорт и повышающих стоимость билета, это, например, дополнительный багаж, посадка на борт в первую очередь и многое другое.
Как сказал Теро Таскила, который раньше работал в разных авиафирмах, а сейчас возглавляет Estonian Air, в Европе успешно работает российский «Аэрофлот» и такие крупные фирмы, как Lufthansa и British Airways.
В случае с первым предприятием важную роль играет возможность сообщения российских городов с международными рынками.
Прибыльность остальных фирм связана с рейсами дальнего следования.
«Суммы прибыли этих фирм зависят от того, сколько они теряют денег на коротких рейсах», — добавил Таскила.
Разумеется, не последнюю роль в этом играет и стоимость горючего. Таскила привел пример: если в год стоимость авиабилета в период с 2005 по 2010 годы повысилась в среднем на 1,4 процента, то горючее за то же время подорожало на 40 процентов.
Тоомас Петерсон добавил, что на европейских авиафирмах сказывается и разрозненность авиатранспортной политики внутри самого Евросоюза.
Реальных результатов нет
«Проект «Открытое небо» (Open Sky), существующий десять лет, застопорился. Реальных результатов нет — это признал и Сийм Каллас (вице-президент Еврокомиссии, комиссар по транспорту. — Ред.).
Авиационное пространство Европы очень плотное, особенно в странах Бенилюкса, в Англии, Швейцарии, Северной Италии, Южной Германии и в Северной Франции, — пояснил Петерсон. — Если вопрос с единым координированием воздушных коридоров не будет решен, то опоздания будут продолжаться, а расходы будут расти».
Чтобы справиться с трудностями, предприятия используют разные решения, начиная с использования самолетов с более экономным расходом топлива и заканчивая созданием своих малобюджетных предприятий.
Например, об открытии своей малобюджетной фирмы в сентябре сообщила Lufthansa. Дочернее предприятие с 90 самолетами начнет рейсы в январе. Тем же путем планирует пойти и французско-голландская фирма Air France-KLM.
Вероятно, в будущем можно будет увидеть и некоторые слияния, поскольку небольшие предприятия самостоятельно не справляются. Такое будущее предсказывает глава Finnair Мика Вехвиляйнен. По его словам, очень трудно быть маленькой региональной афиафирмой и справляться в одиночку на рынке с острой конкуренцией.
«Многие из них обанкротились», — сказал он, ссылаясь на Литовскую национальную авиакомпанию FlyLAL, которая обанкротилась в начале 2009 года, и на венгерскую фирму Malev, которая свернула свою деятельность в начале этого года.
По словам Вехвиляйнена, есть и другой вариант — можно найти инвестора. Но это легко сказать, но нелегко сделать.
«Я бы сказал, что обанкротившихся фирм будет все больше. Перекупать предприятия не будут, поскольку перекупать особо некого — ведь все хотят фирму с нормальным финансовым состоянием. Все ждут падения конкурентов, чтобы захватить их рынок», — отметил Петерсон.
Евросуд: у пассажиров есть право на компенсацию
Европейский суд подтвердил свою судебную практику, согласно которой пассажиры имеют право получить компенсацию за слишком затянувшийся авиаполет.
Суд пришел к выводу, что с точки зрения права на получение компенсации пассажиры затянувшихся полетов находятся в такой же ситуации, как и пассажиры отмененных рейсов, и поэтому они имеют право получить компенсацию, если из-за опоздания самолета они потеряют три или больше часов.
В ЕС в случае отмены авиарейса пассажиры имеют право получить компенсацию от 250 до 600 евро. Теперь такое же право имеют и пассажиры тех рейсов, которые слишком затянулись.
В то же время такое опоздание не дает пассажирам права получить компенсацию, если авиаперевозчик может доказать, что опоздание вызвано чрезвычайными обстоятельствами.