Мент — тоже человек

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Итальянский полицейский спецназ в действии: с риском для жизни приходится усмирять бесчинствующих хулиганов.
Итальянский полицейский спецназ в действии: с риском для жизни приходится усмирять бесчинствующих хулиганов. Фото: Кадр из фильма

Фильм «Все копы ― ублюдки» показывает человеческое лицо полицейского спецназа.
 


Это далеко не первый и, вероятно, не последний фильм, который рассказывает о работе спецподразделений полиции и, в частности, буднях спецназа.

Однако эта картина — одна из немногих — избегает простых и привычных решений, она полемична, и именно потому, что объясняет насилие в действиях полиции, пусть и осуждаемое, вполне понятными с человеческой точки зрения причинами, не позволяя нам, зрителям, определиться с тем, на чьей стороне в итоге окажутся наши симпатии или антипатии.

Тех, кто стоит на страже правопорядка, не демонизируют и не героизируют, здесь нет плохих и нет хороших ментов, как это делается в других фильмах. Здесь нет победителей, и им не становится даже тот единственный полицейский, который остается вроде бы морально чист и незапятнан, поскольку мы не чувствуем к нему безграничной симпатии. Все они одновременно и хорошие, и плохие, а это значит, что все они — всего лишь люди.

Как дела, мент?

Вряд ли кто-нибудь из нас может себе представить (мы ведь думаем, что все менты — козлы, правда?), что творится в голове и душе спецназовца в тот момент, когда он стоит лицом к лицу с разъяренной толпой или находиться в самой гуще этих разбушевавшихся людей.

Стефано Соллима показывает эту ситуацию весьма убедительно — это сверхчеловеческое умение держать себя под контролем, когда приходится проглатывать все обиды и провокации, а потерять этот самоконтроль так легко — особенно когда дома у тебя тоже проблемы.

А проблем у всех четырех главных героев более чем достаточно: сын Мазинга связался со скинхедами, Кобру обвиняют в суде за то, что он выбил зубы футбольному хулигану, Негро отстаи­вает свое право встречаться с дочерью, а Адриано, который пришел в спецназ последним, должен позаботиться о своей матери, выселенной из дома за долги, потому что квартиру, которую город предложил ей взамен, заняли нелегальные иммигранты.

Конечно, в Италии хватает серьезных проблем, даже в сравнении с нами. Тамошнему спецназу приходится заниматься усмирением бастующих рабочих, очищать самовольно заселенные дома, выселять нелегальных иммигрантов, но в то же время защищать их от самих итальянцев, раздраженных «понаехавшими».

Кроме того, биться со скинхедами и бесчинствующими футбольными хулиганами, а стычки с последними в фильме напоминают настоящие побоища.

Но что самое ужасное (правда, не в смысле драматургии, а в реальности): ни политики, ни сам народ не ценят работу спецназа, а политики и вовсе считают ее грязной. Только идиот может работать спецназовцем, говорит один политик, несмотря на то, что спецназ нужен всем, как воздух. (Хорошо, что мы тоже в зоне евро — по крайней мере, можем сравнивать: полицейский спецподразделения Италии зарабатывает 1400 евро в месяц.)

Не только Италия

Картина беспощадна к италь­янскому обществу: перед зрителями предстает нетолерантное, расистское государство, где царят насилие и несправедливость, а политики не могут поставить этому заслон, да, наверное, и не хотят. И спецназ в центре этой неприглядной картины является не чем иным, как только отражением самоуничтожения нации, и нет ни малейшей надежды на то, что Италии когда-нибудь удастся выздороветь.

Соллима показывает всю сложность ситуации, не давая оценок и словно дистанцируясь от происходящего, что вызвало недовольство и обвинения в пропаганде насилия, особенно в западных странах. Зато российские критики на последнем Московском кинофестивале посчитали, что эта картина заслуживает награды — ведь фильм затрагивает нечто важное и в жизни их государства. А, может, и в жизни Эстонии тоже?

Сходить в кино на этот фильм, отличающийся и остротой музыкальной драматургии, стоит хотя бы ради той потрясающей сцены, в которой оправданный судом Кобра отплясывает с коллегами танец под панковскую песню «Police on my back».


«Все копы — ублюдки»

Италия-Франция, 2012

Режиссер Стефано Соллима

В ролях: Пьерфранческо Фавино, Филиппо Нигро, Марко Джаллини, Андреа Сарторетти и др.

С 26 октября в таллиннских кинотеатрах Sõprus и Coca-Cola Plaza

Ключевые слова

Наверх