Сколько жителей Нарвы, Ямбурга (Кингисеппа) и их окрестностей сложили свои головы на полях Отечественной войны 1812 года, вряд ли кто-то когда-то сможет сосчитать. И уж точно, имена абсолютного большинства этих русских воинов, профессиональных и ополченцев, останутся неизвестными, пишет уездная газета "Виру Проспект".
Нарвские герои 1812 года: прародитель легендарной «Катюши» - Козен и протеже Павла Первого - Пейкер
Между тем, немало истинных героев 1812 года связаны с нашими местами, но этот факт, к сожалению, известен совсем немногим.
На прошлой неделе «ВП» рассказал о нарвском участнике войны 1812 года полковнике и декабристе Василии Карловиче Тизенгаузене. Сегодня обратим внимание на судьбы двух других связанных с Нарвой исторических фигур, чьи портреты висят в Военной галерее героев государственного музея «Эрмитаж» в Петербурге.
Прежде всего, на биографию Александра Эммануиловича Пейкера, являвшегося в последние годы своей жизни комендантом Нарвской крепости.
Александр Эммануилович Пейкер родился 27 ноября 1776 года в городе Дерпт Рижской губернии в дворянской семье.
Павел Первый помог
Его отец, переводчик городского суда в Дерпте, определил его в частный пансион получать первоначальное образование. После смерти отца, в 1790 году, Александр Эммануилович переехал в Петербург, к родственнику, и при его протекции был зачислен в 5-й флотский батальон, находившийся в Кронштадте.
Летом 1793-го Пейкер в составе команды, конвоировавшей партию арестантов, отправился из Ораниенбаума в Кронштадт. Арестанты, пользуясь ночным временем и малочисленностью конвоя, задумали силой освободиться, уже начали действовать, но благодаря действиям Пейкера замысел их был раскрыт, а реализация его предотвращена. Узнавший о смелом поступке молодого человека тогдашний генерал-адмирал великий князь Павел Петрович (которому вскорости суждено было стать императором всероссийским Павлом Первым) перевел Пейкера в свой гатчинский батальон с чином подпрапорщика. Через год он уже стал портупей-прапорщиком, а в сентябре 1796-го - подпоручиком.
В ноябре того же года, после смерти Екатерины Второй, в составе гатчинских войск Павла, решением новоиспеченного императора Павла, был переведен в гвардию. Пейкер попал в Семеновский полк. Далее его военная карьера развивалась стремительно.
В1805-м Александр Эммануилович был произведен в полковники, а в 1806-м назначен в 1-й морской полк, и уже через год возглавил его.
С 1810 года Пейкер - шеф 2-го морского полка, а с 1811-го - командир 1-й бригады 25-й пехотной дивизии.
Сначала обучал, потом - воевал
В начале кампании 1812 года на его полк было возложено обучение дружин Санкт-Петербургского ополчения. Потом он обучал Новгородское ополчение, но участвовал в 1812 году и в боевых действиях. Военную славу Александр Эммануилович снискал себе во время кампании 1813 года.
Вместе со своим полком он участвовал в блокаде Пиллау и Данцига. В ночь на 19 мая 1813 года, командуя центральным отрядом, выбил неприятеля из передового укрепления Штольценбергского предместья и срыл его. В августе неоднократно отражал попытки осажденных прорвать блокаду Данцига. За отличие в кампании1813-го Александр Эммануилович был произведен в генерал-майоры.
Вернувшись в Россию, командовал 1-й бригадой 25-й пехотной дивизии.
В 1824-м был назначен начальником1-й пехотной дивизии, а двумя годами позже был произведен в генерал-лейтенанты.
С карантином справился
Ухудшившееся здоровье вынудило Пейкера просить более спокойной должности, и 11 февраля 1828 года он стал комендантом Нарвской крепости, где и служил до своей кончины (7 июля 1834 года).
В мае 1831 года, во время первого появления в России холеры, ему поручено было устроить карантин в Нарве с кордонной линией от Финского залива вдоль левого берега реки Наровы и по восточным берегам Чудского и Псковского озер и до границы Псковской губернии. Для того времени это была нетривиальная задача, с решением которой Пейкер справился блестяще.
Петр Андреевич Козен, уроженец Нарвы, генерал-лейтенант, прославился даже не столько как участник войны с Наполеоном, сколько как основатель массового производства боевых ракет.
«Секунд-майорский сын», из ревельского бюргерского рода Петр Андреевич Козен родился в 1776 (по другим данным — в 1777) году в Нарве.
Отличился, был награжден... Отличился...
Учился в Артиллерийском и инженерном шляхетном кадетском корпусе. В 1796 году выпущен штык-юнкером в конную артиллерию. В 1801 в чине поручика переведен в конную роту лейб-гвардии Артиллерийского батальона, где служил вместе с Дмитрием Столыпиным, Николаем Сеславиным, Ростиславом Захаровым, Александром Раллем - будущими героями Бородина.
В кампанию 1805 года Козен отличился под Аустерлицем, заслужив золотую саблю «За храбрость».
Отечественную войну встретил командиром конной роты лейб-гвардии артиллерийского батальона.
Участвовал в сражениях и боях под Витебском, Смоленском, отличился при Бородине (за что был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени), под Малоярославцем (орден Святого Георгия 4-го класса), Вязьмой и Красным.
В кампанию 1813 года сражался под Лютценом, Баутценом (орден Святого Георгия 3-го класса), Дрезденом, Кульмом и Лейпцигом.
В мае 1813 года был произведен в генерал-майоры.
В кампанию 1814 находился в сражениях при Бриенн-ле-Шато, Фер-Шампенуазе (золотая шпага «За храбрость» с алмазами), при взятии Парижа.
По возвращении из походов командовал гвардейской артиллерией.
С конца 1819-го состоял при генерале-фельдцейхмейстере великом князе Михаиле Павловиче, затем вышел в отставку. Вновь принят на службу в 1826 году и 22 августа того же года был пожалован в генерал-лейтенанты.
От применения оружия к его изготовлению
Управлял Санкт-Петербургским арсеналом, Охтенскими пороховыми заводами и лабораториями.
Опытный артиллерист Козен детально познакомился с производством пороха, технологией изготовления и ремонта артиллерийского вооружения и боеприпасов.
Герой Отечественной войны существенно помог России в будущих сражениях, сделав серьезный вклад в развитие военной промышленности. В 1826 году Козен возглавил ракетное заведение, занимающееся серийным изготовлением боевых ракет и совершенствованием технологии их производства.
Именно ему русская армия обязана поступлением на вооружение надежных в эксплуатации и лучших на тот момент в Европе по тактико-технологическим характеристикам пороховых боевых ракет.
Козен организовал массовое производство новейшего вида вооружения, первые попытки создания образцов которого в России были предприняты в самом начале 19 века.
Первенство в создании русских боевых ракет принадлежит члену Военно-ученого комитета А.Г. Картмазову, которому после ряда неудачных экспериментов удалось в 1814 году изготовить боевые ракеты двух типов - зажигательные и гранатные (фугасные). При опытах, проведенных в июле 1814 года с ракетами Картмазова, были получены следующие результаты: зажигательные ракеты большого калибра достигали максимальной дальности 2690 метров, а гранатные малого калибра — пролетали и 1710 метров.
Тем не менее, ракеты стали играть существенную роль на полях сражений только спустя 13 лет, когда эту отрасль возглавил Козен.
Первое задание, которое получило Петербургское ракетное заведение, был заказ изготовить для Кавказского корпуса 3000 боевых ракет. Эти ракеты были успешно применены в августе 1827 г. в Ушаганском сражении, против кавалерии близ Алагеза и при штурме Ардавильской крепости.
Не сразу оценили
За большой вклад в отечественное производство боевых ракет Петр Андреевич Козен в 1844 г. был награжден орденом Белого Орла, а 17 марта 1845 г. произведен в генералы от артиллерии.
Причем это произошло после того, как военное ракетостроение пережило почти 20 лет упадка.
Понятно, что первые выпущенные серийным образом ракеты были далеки от совершенства, и многие считали, что ракеты не оправдали возлагавшихся на них надежд: слишком ненадежны они были в эксплуатации, отличались неточностью и нередко причиняли вред своим же войскам, разрываясь на пусковых станках или в полете. В конце 20-х в руководящих военных кругах России возобладала негативная точка зрения, и на протяжении почти двух десятков лет развитию отечественного ракетного оружия не придавалось серьезного значения, а боевое применение ракет носило весьма ограниченный характер.
Постепенно высшее военное руководство все-таки осознало, что, несмотря на существенные недостатки, ракеты обладают большими потенциальными возможностями и при соответствующей модернизации могут стать эффективным боевым средством. Расширение боевых действий на Кавказе в 40-х годах 19 века вынудило вспомнить и о ракетах, и о Петре Козене.
В общем, не будет преувеличением сказать, что в появлении легендарной ракетной установки «Катюша», наводившей ужас на гитлеровцев во время Второй мировой, есть и некоторая заслуга родившегося в Нарве Петра Андреевича Козена, героя первой Отечественной войны.
Скончался Петр Андреевич 7 декабря 1853 года.