Cообщи

В Эстонии первоклассники остаются на второй год

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
иллюстрация: Pm

В первом классе не оставляют на второй год, думают родители. На самом деле, оставляют — причем    намного чаще, чем в последующих классах.

Согласно данным Министерства образования и науки, в прошлом году в Эстонии остались на второй год 125 первоклассников. В прежние годы это число было еще больше, но тогда и учащихся первых классов было больше.

В то же время, как показывает статистика, во втором и третьем классах дети остаются на второй год в два-три раза реже, чем в первом.

Правда, согласно данным Министерства образования и науки, в прошлом году в 51 случае речь шла не о второгодничестве в классическом его понимании, а о продлении срока прохождения первого класса на основании индивидуальной программы. Этим детям с самого начала было отведено два года на обу­чение в первом классе.

В целях защиты детей, их родителей и школы Postimees не называет ни имен, ни названия места, где произошла эта история: социального работника волос­ти Х беспокоит одна семья, в которой все три ребенка оставались в школе на второй год, один из них — аж три раза.

Самый младший ребенок этой осенью тоже пошел в первый класс во второй раз, поскольку в прошлом году часто пропускал школу. Социальный работник спросил, почему 1 сентября ребенок не пришел в школу. Родитель ответил, что автобуса не было, а в машине соседа не хватило места.

Виноваты родители
Родители детей, о которых идет речь, по словам социального работника, не являются ни алкоголиками, ни асоциалами, у которых следовало бы отобрать детей. Однако в том, что в школе дети остаются на второй год, виновны именно родители, а не их смышленые детишки с сияющими глазами.

«Как оказалось, по утрам сами родители просыпают», — пояснил социальный работник. Выходит, что родители попросту не хотят напрягаться, чтобы заставить себя утром встать и проводить детей в школу.

В результате этого у старшего из детей, который уже несколько раз оставался на второй год, возник психологический барьер, и он уже сам совершенно сознательно прогуливает школу.

«Сейчас дело дошло до того, что в качестве оправдания родители приводят частые болезни детей, — сказал социальный работник. — Старший ребенок не хочет учиться в одном классе с теми, кто намного младше него, и жалуется на проблемы со здоровьем. Возможно, у него действительно развились психосоматические проблемы (связанный со школой стресс вызывает реальные физические недомогания. — Ред.)».

Один из родителей в свое время сам оставался на второй год в основной школе. Социальный работник, по его словам, прямо заявил родителям, что своей бездеятельностью они могут испортить будущее своим абсолютно нормальным детям. «Но эти родители, видимо, считают, что можно и так обойтись», — сказал социальный работник.

Поскольку у детей нет проб­лем с интеллектом, то у волости нет оснований отправлять их в школу для детей с особыми потребностями. В таких случаях ребят направляют в обычные школы-интернаты. Такую возможность волость предложила и этой семье.

В школе-интернате персонал заботится о том, чтобы дети ходили в школу и делали домашние задания.

Однако сейчас ситуация такова, что мнение само­управления и оценка уездной комиссии воспринимаются как пожелания, и последнее слово остается за родителями.

«Я чувствую, что бессилен помочь этим детям, поскольку родители категорически против смены школы, — сказал социальный работник. — Но у детей была бы возможность попасть в совершенно новую среду, в которой никто не знает об их проблемах, и где они могли бы начать с чистого листа».

Практика оставления учащихся на второй год в разных школах отличается довольно сильно. Как сказала школьный психолог Пыльтсамааской общей гимназии Кармен Майкалу, у них уже много лет не оставляли первоклассников на второй год. В то же время и в этой школе есть дети с проблемной успеваемостью.

«Дети приходят в школу с очень разным уровнем, — пояснила она. — Обычно проб­лем не возникает с теми ребятишками, которые до этого посещали детский сад или подготовительный класс. Зачастую хуже обстоят дела с теми детьми, которые приходят в школу прямо из дома».
По словам Майкалу, она понимает, почему школы решают оставлять детей на второй год.

«Если ребенок не научился читать, то его нельзя переводить дальше, ведь во втором классе все знания уже приобретаются путем чтения», — пояснила она. Майкалу отметила, что поступление в первый класс у малышей вызывает гораздо более сильный стресс, чем остальные ступени начальной школы.

«У меня самой в этом году второй ребенок пошел в первый класс. Как родитель и как школьный психолог я могу сказать, что это очень серьезные изменения для ребенка, — сказала она. — Когда ребенок после детского сада поступает в школу, это для него гораздо более существенная перемена в жизни, чем переход из первого класса во второй. Больше нельзя так много играть, дисциплина и требования тоже другие».

Мало того, что ребенок забывает, какие вещи он должен взять с собой в школу, он, по словам Мйкалу, может забыть и то, в какую классную комнату ему надо прийти утром. Школьный психолог добавила, что не стоит трагично воспринимать трудности, которые испытывает первоклассник, но и нельзя забывать, что в это время ребенок нуждается в особенной помощи и заботе родителей.

В средней школе Алатскиви в Тартуском уезде, по словам ее директора Урве Лыхмус, также приходилось оставлять первоклассников на второй год, хотя такое случалось не каждый год. «У нас есть две основные причины, из-за которых детей оставляют на второй год в первом классе.

Во-первых, если ребенок много отсутствовал на занятиях по болезни или по домашним причинам, — рассказала она. — Он может быть очень способным, но если он не посещает школу, а дома ему не помогают, то приходится оставлять на второй год.

Я считаю, что нет смысла таких детишек всеми силами тянуть во второй класс, поскольку так у него может начать формироваться негативное чувство, что ему не осилить учебу».

Дети из иной среды
Второй причиной, по которой ребенок остается в первом классе на второй год, Лыхмус называет то, что домашним языком ребенка является русский.

«Очень важно, чтобы русскоязычный ребенок уже в первом классе освоил чтение по-эстонски», — считает она.
Министерство образования также считает, что одна из причин недостаточно успешного прохождения первого класса заключается в проблемах адаптации детей из иной культурной среды, домашний язык которых отличается от языка обучения.

По словам директора, в таких случаях разумно будет оставить такого ученика поучиться в первом классе подольше, а не сразу переводить его во второй.

«В первом классе он окажется среди новых детей, которые сами только что пришли в школу, — объяснила Лыхмус. — А если он останется на второй год во втором классе, то вокруг него будут уже знакомые ученики».

Лыхмус добавила, что причина оставления на второй год обычно заключается в большом отставании, а не в преодолимых при желании небольших трудностях. Она признает, что во многом причина — в родителях.

«Программа обучения на первой учебной ступени не представляет особых трудностей для нормальных детей, — считает директор. — Но освоить ее, если ребенок пропустил половину учебного года, очень трудно.

В некоторых семьях ребенка слишком легко оставляют дома. Особенно теперь, когда больше не требуется предоставлять справок от врача». Достаточно изобразить приступ головной боли. Однако в таких семьях родители часто не помогают детям дома, чтобы нагнать пропущенное.

По словам Лыхмус, в таких семьях родители воспроизводят социальную беспомощность и сами направляют будущее детей в ложном направлении. «Дома не проявляют требовательности и не воспитывают у ребенка чувства долга, — продолжила она. — Но ведь и работодатели предпочитают брать на работу тех, кто умеет жить по часам, корректен, точен и наделен чувством долга. А это должны воспитывать, в первую очередь, родители».

Дети не подготовлены
По словам главного эксперта отдела общего образования Министерства образования и науки Мерике Мяндла, главной причиной того, что детей оставляют на второй год в первом классе, является в основном то, что дети еще не готовы идти в школу.

«Речь может идти о домашних детях, чья степень готовности к школе не определена, — добавила Мяндла. — Вторую причину видят в желании родителей как можно раньше отправить ребенка в школу.

Причины могут быть и экономического плана, поскольку детские сады платные, а за место в школе платить не надо, да и горячий обед в школе бесплатный».

Особенно тяжело помочь ребенку, если он не ходит в школу, считает Мяндла. «Если он посещает занятия, то есть возможность заниматься им, предложить ему разные опорные услуги, — сказала она. — Проблема в том, что многие родители отказываются от опорных услуг, в таких случаях должно вмешаться местное самоуправление и представители службы защиты детей».

По словам Мяндла, Министерство образования не является сторонником оставления на второй год, а поддерживает идею составления индивидуальных учебных программ.

«Если ребенка оставляют на второй год, то он вынужден повторять и те предметы, по которым он вполне успевал, — объяснила она. — Тенденция — это индивидуальный анализ для каждого ребенка и выяснение того, в каких опорных услугах он нуждается».

Всегда решают родители

Чиновники самоуправлений и действующие при уездных управах консультационные комиссии могут рекомендовать направлять детей с трудностями в учебе в обычную школу-интернат, где оказывают поддержку в обучении, или спецшколу, однако последнее слово все-таки остается за родителем.

По словам заведующей отделом образования и социальных дел Тартуской уездной управы Аннели Вызасте, при управе работает консультационная комиссия, которая при необходимости рекомендует направить ребенка в школу для детей с особыми потребностями. «Тем не менее, решение, в какую школу отправить ребенка, принимают родители, и нет такого рычага влияния, с помощью которого можно принудить родителей сделать тот или иной выбор», — сказала она.

Вопрос о направлении ребенка в спецшколу возникает лишь тогда, когда у ребенка действительно имеется какой-то серьезный недостаток или нарушения в поведении. В Тартумаа психически здоровые дети, систематически не выполняющие школьную обязанность, в конце концов попадают в комиссию по делам несовершеннолетних.

«Когда возможности социального работника и школы исчерпаны, а ситуация дома не позволяет выполнять закон о всеобуче, ребенка, скорее, направят в обычную школу-интернат», — сказала Вызасте. Но и здесь решающее слово за родителями.

Заведующая отделом образования и социальных дел Харьюской уездной управы Марис Лийдерс сообщила, что через уездные консультационные комиссии проходят и те дети, которым необходимо продлить период обучения.

«Если семейный врач или педагоги в детском саду заметят, что ребенок отстает в развитии, родителям посоветуют обратиться в нашу консультационную комиссию, — сказала она. — До комиссии дети приходят на медицинскую консультацию, и мы даем родителям рекомендации».

Если выяснится, что родитель не желает продлевать период обучения ребенка, уездная управа не может повлиять на это решение. Поэтому может получиться, что ребенок в школе будет отставать.

«Не все дети посещают десад, однако сейчас в детском саду проводятся занятия, а сознательные родители, помимо сада, водят детей еще и на дополнительные занятия в выходные дни. Что уж говорить о тех родителях, которые готовят детей специально для поступ­ления во французский лицей или английский колледж!»

Это еще больше увеличивает разрыв в знаниях и уровне развития детей еще до школы.

По словам Лийдерс, Министерство образования придерживается позиции, что дети с особыми образовательными потребностями должны учиться в обычной школе, но по упрощенной учебной программе.

Существует ли вообще некая норма, которая предписывает, сколько раз можно оставлять ребенка на второй год?

«Тенденция такова, что по достижении 17 лет для учащегося заканчивается школьная обязанность», — сказала Лийдерс. Таким образом, минимальное требование — это посещение основной школы по достижении 17 лет. Теоретически сидеть в одном классе можно по несколько лет.

Ключевые слова

Наверх