Cообщи

Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: личный арихв

Предлагаю вашему вниманию мои размышления в связи с некоторыми событиями, произошедшими на уходящей неделе.

Estonian Air: ужасный конец или ужас без конца?

Комментировать события в национальной авиакомпании уже давно возможно лишь в виде вопросов, которые власти упорно оставляют без ответа. В этом обзоре задам лишь некоторые из них.

Кто ответит за решение о приёме Таскила на работу, и за умопомрачительные размеры его зарплаты (ничем не обоснованные) и за договор с райской компенсацией? Если ситуация только ухудшается, то какой смысл оставлять руководителем совета Эркки Раазуке? Он ничем позитивным себя не проявил. Кто ответит, если и на этот раз ситуация будет ухудшаться? Есть ли вообще в стране специалисты в области авиаперевозок?

События вокруг авиации продолжают череду аналогичных событий: провал со строительством здания Художественной Академии, неудача с Музеем Эстонского Народа, отказ от строительства нового здания ERR. Во всех случаях речь идёт о неоправданной гигантомании, абсолютном непрофессионализме исполнителей и безответственности руководителей. Но строительные «успехи» обошлись нам в 10-12 миллионов евро. С национальной авиакомпанией всё намного печальнее. Там прямых вложений уже было на 30 миллионов евро, большая вероятность судебных исков и новых затрат, которым не видно конца.

Над всеми описанными событиями висит очень простой вопрос: отвечает ли в Эстонии хоть кто-то за принимаемые решения, когда они наносят реальный ущерб государству?

Юрген Лиги – зеркало эстонского либерализма

Последние два месяца роль полномочного представителя реформистов для выступлений в СМИ играет Юрген Лиги. Получается у него это, прямо скажем, не очень хорошо. Отдельная тема, что Андрус Ансип не случайно отошёл от этой роли, которую он играл много лет. При всех претензиях к выступлениям Ансипа перед прессой, он всё-таки выглядел намного убедительнее. У его соратников по партии то же самое получается гораздо хуже. Но этой неделе активность Лиги дала неожиданный результат. Стало ясно, что у первых лиц Эстонии есть системные проблемы с пониманием демократии и роли правительства в обществе. В эфире с М. Раудом самым интересным было даже не место о финансировании реформистов:

- Ну, слушай, Юрген. Разве можно серьёзно относиться к объяснениям, что кто-то взял деньги у тёщи?

Гораздо интереснее было место, где Лиги в здравом уме перед всей страной говорит, что в правительстве сидят единственно возможные люди, чтобы успешно решать бюджетные проблемы, и он не знает никого другого в стране, кто мог бы это сделать лучше. То есть сменяемость власти по боку, парламентские процедуры не нужны, обратная связь с собственным народом – бутафория. Группа товарищей лучше знает, что стране надо. Остался один шаг, чтобы объявить о руководящей и направляющей роли партии реформ в нашем обществе.

Надежда всё-таки есть

В понедельник состоялось событие, достойное самого пристального внимания. Безо всякой партийной суеты, трескотни в СМИ, и предварительных заявлений группа граждан Эстонии коренной национальности в количестве примерно 50 человек провели пикет перед офисом Партии реформ с издевательскими лозунгами. Самым привлекательным для автора показался:

- Кто положил деньги в шкафчик тёщи реформиста?

Были и другие подобные плакаты. Главное даже не в том, что за лозунги были у пикетчиков. Организатор мероприятия повар Микк Мяги очень логично и осмысленно изложил причины протеста. Нежелание жить среди лжи и политических манипуляций, желание показать, что в действительности думает электорат. Главную идею протесту можно свести к одной фразе:

- Не хотим, чтобы нас считали идиотами!

А в рубрике мнение на эстонской стороне появился его материал, который только укрепил меня в позитивной оценке описанного события. В нём он пишет, что основным мотором события было нежелание участников отдавать своё будущее на откуп политикам, пытающихся по ним проехать дорожным катком. Участники мероприятия чувствовали ответственность за страну и желание повлиять на её будущее. Объявлено уже следующее мероприятие, которое состоится 13 ноября.

Расширение именно этой линии протестов (протестов простых граждан вне существующих политических партий) на фоне патологического непонимания властью необходимости уважения собственного народа, прямого диалога с ним и объяснения принимаемых решений, наиболее вероятный путь к изменениям в обществе. Для меня большая загадка, почему русскоязычные СМИ почти не уделили внимания описанному событию. Оно того заслуживало. Вместо этого появились очередные материалы как всё безнадёжно в русской политике, как трудно русскому выразить в этом государстве своё мнение. Именно автору этих строк смешно читать эти «жалобы». У кого есть что выразить, пишите мне, я научу, как это сделать.

Короткие новости по разным поводам

Новость из Лондона о претензиях к ордеру по розыску Галоян, делает министра юстиции настоящим посмешищем в глазах общества. Если в министерстве не могут даже с таким небольшим делом разобраться без казусов, то как они занимаются развитием нашей юридической системы. Соприкосновение с внешним миром расставляет всё по местам и каждый получает, то, что заслужил. Наш Минюст – в том числе. После таких проколов уходят в отставку и уезжают в деревню. Но, видимо, не у нас.

Кая Каллас ведёт не лёгкую борьбу за этику в парламенте. Одновременно всплыли новые факты сомнительных финансовых сделок её отца. Она очень мило смотрится, глядя на мир наивными, почти детскими глазами, делая вид, что вокруг все плохие, не понимают её благородных порывов. Но даже общеизвестные факты дают почву для сомнений в её искренности. Она несколько лет была присяжным адвокатом в годы, когда люди этого рода деятельности занимались малоприятными делами кризисного периода. Она сделала своим спутником жизни не бедного художника или простого клерка, а руководителя главной инфраструктурной компании Elering. Если её семейство повлияло на его назначение, то ситуация становится ещё менее однозначной. В парламенте она «побежала» не улучшать жизнь сограждан в одну из комиссий юридического профиля, где непочатый край работы, а возглавила экономическую комиссию, которая сейчас в центре решений на миллиарды евро. Если она всё-таки искренна в своём желании изменить политику к лучшему, то ей пора сделать что-то конкретное. Вызвать Юку-Калле Райда в комиссию по этике, заставить собственную партию уважать народ и откровенно рассказать о финансировании. А там глядишь и отца надо спросить про дела ВЭБ - фонда. А пока получается, что член самого влиятельного семейства третирует товарищей по партии, зная, что за это ей, по известным причинам, ничего не будет. Одним словом, золотая молодёжь развлекается.

Эпилог

Пару месяцев назад на одном из международных форумов в Москве профессор школы «Сколково» Павел Лукша высказал интересную мысль: объекты управления (избиратели, простые граждане) стали намного сложнее тех методов, которыми политики пытаются ими управлять.

В наших условиях это особенно заметно.

Ключевые слова

Наверх