Кто ответит за EAS? Разумеется, руководство

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy

В Целевом учреждении развития предпринимательства (Ettevõtluse Arendamise Sihtasutuses, EAS) выплывают на свет божий все более серьезные промахи. Юлари Аламетс возглавляет это учреждение уже семь лет.

Давайте приведем сравнение из такой серьезной сферы, как морские перевозки. Если что-то не в порядке или, не дай Бог, происходит несчастье, то вопроса — кто должен отвечать за произошедшее — не возникает. Разумеется, капитан, которому даны полномочия отдавать на судне приказы и устанавливать запреты.

Капитан должен помнить, что главное — не мчаться на всех парусах, а быстро попасть в пункт назначения. Он должен набрать команду, каждый член которой ответственно, ловко, а при необходимости и бесстрашно, выполняет свою работу.

В случае несчастья, разумеется, начинается расследование, но прежде всего очевидно, что в обязанности руководителя входит умение предвидеть риски и адекватно на них реагировать.

Конечно, можно сказать, что на суше приказы понимаются не столь однозначно, как на судне, но понятно и то, что в частном секторе предприниматели, исполнительные директора, а зачастую и наемные работники могут обжечься даже тогда, когда не нарушили ни одного правила. Можем назвать это неудачей.

Поэтому обидно, что в одном из важных для предпринимательства госучреждений, о чем говорит уже само его название, смирились с очевидным беспорядком.

Неужели, по мнению членов совета EAS, часть из которых сами являются предпринимателями, при обращении с деньгами налогоплательщиков можно игнорировать правила, которые они считают важными и соблюдают на своих предприятиях? Председатель совета и вовсе сказал, что на своем предприятии у него уже «полетели бы головы». Так почему же этого не случилось в EAS?

Задачей EAS является распределение денег. Делать это нужно корректно и соблюдая предусмотренные правила, хотя бы для того, чтобы не обманывать предприятия, доверчиво взявших деньги, и/или налогоплательщиков.

Предприятия, получившие деньги, доверяли госчиновникам, которые говорили, что та или иная поддержка законна. Чиновники не придумывают проекты и не борются за их успешность на свободном рынке — в их задачу не входит брать на себя риски.

В этом смысле работа чиновника намного проще, чем у предпринимателя: оценить предоставленные документы и планы на их соответствие правилам. Но даже с этим EAS не справился.

Если к радости какого-либо предприятия и выяснится, что востребовать полученные деньги напрямую с них не будут, и ущерб компенсирует сам EAS, у налогоплательщиков причин радоваться нет.

Всегда можно сказать, что «головы полетят» — но это не решение само по себе. Совет EAS мог бы извлечь урок из того, что сделал Эркки Раазуке в совете Estonian Air.

Ключевые слова

Наверх