Cообщи

Хороших новостей на рынке труда нет

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
иллюстрация: graafika: Silver Alt

Несмотря на то, что средняя номинальная зарплата выше на 10%, чем во время бума экономики, правда в том, что реальные зарплаты до сих пор не восстановились — они на 8% ниже, чем в докризисный период, выяснилось из свежего обзора рынка труда, сделанного Банком Эстонии.


Во втором квартале этого года рост среднемесячной зарплаты замедлился до 5%. «Пятипроцентное повышение зарплаты трудно, образно говоря, продать работодателям, поскольку многие люди помнят, какой была их зарплата во время бума, и умеют соотносить нынешнюю зарплату с потребительскими ценами», — сказала экономист Банка Эстонии Наталья Вийлманн.

Лучше забыть о промежуточном буме
В разных сферах экономики зарплаты меняются очень по-разному. Например, в строительстве во время кризиса зарплаты были урезаны довольно сильно, и они до сих пор не восстановились. Зато в области энергетики рост зарплат был постоянным, и по сравнению с пиковым периодом бума они выросли аж на 22%.

В сферах образования и публичного администрирования зарплаты еще не восстановились, и по-прежнему находятся в минусе по сравнению с теми, какими были на пике бума. Как сказала Вийлманн, рост зарплат определяется скоростью роста экономики: «В течение долгого времени зарплаты росли на 10% в год, потому что рост экономики тоже составлял 10%. Меня удивляет, что сейчас требуют такого же роста зарплат».

Если два года назад 60% безработных соглашались работать за зарплату 450 евро, то теперь за такие деньги согласен работать лишь каждый третий. «Среди безработных невозможно найти так называемый дешевый ресурс», — пояснила Вийлманн.

Директор Эстонского института конъюнктуры Марье Йозинг сказала, что реальная зарплата показывает, каково соотношение дохода и покупательской способности, однако из этого не следует, что если зарплата остается на докризисном уровне, то люди живут беднее.

По словам Йозинг, говоря о повышении зарплат, людям следовало бы забыть о росте зарплат в период бума, когда в некоторых сферах зарплаты увеличивались аж на 20% в год.

«Остались единичные случаи подобного роста зарплат, в большинстве секторов нам следует забыть о таком росте, — сказала она. — В Европе обычно в год зарплаты растут на 2-3%, то есть чуть больше, чем инфляция. Нам тоже нужно смириться с тем, что именно так это и происходит». По словам Йозинг, зарплаты будут удерживаться на низком уровне, пока на рынке труда можно найти людей.

Никто не хочет быть дешевой рабочей силой
Председатель правления E-Piim Яанус Муракас сказал, что ему как предпринимателю трудно найти и специалистов, и исполнителей простой работы. «Мы хотим экспортировать свой товар, и многое зависит от цены и сохранения конкурентоспособности.

Я не могу платить 1000-1200 евро за работу, которую во всех других странах выполняют за 300-400 долларов в месяц, — сказал он. — Говорят, что мы будем ввозить только высокооплачиваемых специалистов, и что мы не пойдем таким путем, когда приток рабочей силы обеспечивает достаточное количество неквалифицированной рабочей силы.

В то же время, низкооплачиваемые работники тоже нужны, поскольку от зарплат работников зависит окончательная цена продукции».

Муракас пояснил, что в случае с неквалифицированной рабочей силой речь идет о работе, не требующей спецподготовки — достаточно показать, что и как делать. «Но исполнителей такой работы нет. И наша механизация еще не на том уровне, когда можно полностью отказаться от разнорабочих», — пояснил Муракас.

Неужели в «армии» безработных невозможно найти таких людей? «Не найти! Тот, кто долго был безработным, не работник. Он может прийти, поработать, а потом у него что-то болит или находится другая причина не работать. Кажется, они приходят только потому, что их заставляет Касса по безработице», — ответил он.

Муракас сказал, что в соответствии с экономическими результатами работникам выплачивались квартальные премии на покрытие роста дороговизны жизни. «Однако на следующий год мы планируем повышение зарплат, это будет зависеть от экономических показателей», — отметил он.
Директор AS Selver Андрес Хейнвер сказал, что рынок труда заполнился, что нехватки работы нет. «В третьем квартале удельный вес зарегистрированных безработных был лишь 5,9%, большую часть составляют давнишние безработные, не заинтересованные в том, чтобы ходить на работу, — сказал он. — Хороший и преданный работе обслуживающий персонал всегда было трудно найти».

По словам Хейнвера, в больших городах часть рабочей силы часто меняет места работы, в связи с чем не возникает лояльности к работодателю. Зато в маленьких городах рабочая сила стабильна. «В Валга мы последний раз искали новых людей полтора года назад», — добавил он.

Непосредственного повышения зарплат в Selver в этом году не было, однако в течение года на предприятии была выстроена новая система оплаты по результатам, которая большинству работников обеспечила более высокий доход. Хейнвер сказал, что с увеличением необходимости повышения зарплат они, безусловно, готовы увеличить в бюджете следующего года статью расходов на зарплаты.

Ключевые слова

Наверх