В победе Барака Обамы большую роль сыграло то, что американцы по-прежнему
винят в возникновении экономических трудностей Джорджа Буша-младшего.
Расколовшаяся Америка доверила Обаме еще четыре года правления
После предвыборной борьбы, продолжавшейся полтора года и обошедшейся в два миллиарда долларов, американцы вчера утром узнали, что равновесие сил в Вашингтоне не изменилось — президентом остается Барак Обама, Палату представителей продолжают контролировать республиканцы, а Сенат — демократы.
После трех подряд выборов, в которых та или иная партия резко увеличивала число своих представителей, результаты вторничных выборов были ироничны в нескольких смыслах.
Хотя более половины избирателей уверены, что страна движется не в том направлении и лишь четверть считает, что за четыре года их финансовое благополучие улучшилось, они переизбрали первого темнокожего американского президента еще на один должностной срок.
Хотя американцев раздражают постоянные споры демократов с республиканцами и неспособность Конгресса достичь компромисса в тот момент, когда страна стоит на пороге фискальной пропасти, они решили дать зеленый свет продолжению развития сложившейся ситуации.
Застой продолжится
Причина в том, что население страны разделено на две практически равные группы избирателей. А это, по крайней мере, на два ближайших года, может еще более затруднить поиск решений таких жизненно важных для США вопросов, как вопрос о государственном долге в размере 16,4 триллиона долларов.
«Наш прогноз предсказывает, что ничего сделать не удастся, продолжится застой, — объявила экономический аналитик The Conference Board Кэти Бостянчич журналистам в Вашингтоне. — Трудно сказать, когда последуют изменения, может быть, после промежуточных выборов».
Колумнист National Journal Джерри Хэгстром заметил, что остальной мир не должен быть удивлен тем, что поляризовавшиеся США изменились.
«В последние годы США сделали радикальные вещи, — рассказал он. — Мы выбрали темнокожего президента. В конце концов мы ввели систему почти всеобщего медицинского страхования.
Рассматривая любой политический период, в который происходили крупные преобразования, мы понимаем, что следует ждать ответной реакции».
Для Барака Обамы переизбрание на пост президента страны означает почетное место в истории США. Не только тем, что чернокожий президент впервые получил от народа президентский мандат на второй срок, но и тем, что теперь республиканцы не смогут отменить его реформу здравоохранения.
Хотя для Обамы это была сладкая победа, мало было знаков того радостного оживления в США и во всем мире, которое царило повсеместно после победы Обамы четыре года назад. В своей победной речи, произнесенной в Чикаго, переизбранный президент заявил, что у США лучшие времена еще впереди и он в ближайшие недели и месяцы начнет активно сотрудничать с лидерами обеих партий, в том числе и Ромни.
«Мы все члены одной американской семьи, и мы будем вставать и падать, как один народ», — заявил он.
Ромни, который во вторник объявил, что написал свою победную речь длиной 1118 слов, перед своими сторонниками в Бостоне зачитал в два раза более короткую речь, которая продолжалась менее шести минут.
«Я очень надеялся, что смогу исполнить ваши надежды, развернув страну в другую сторону, но народ выбрал другого руководителя, и я присоединяюсь к нему, чтобы помолиться за него и наш великий народ», — произнес он.
Поражение не признавал
Агентство новостей AP сообщило, что Ромни не спешил признавать поражение при первой предоставившейся ему возможности. Хотя уже в полночь стало известно, что он не сумеет опередить Обаму в штате Огайо, ставшем решающим — он подождал еще час, прежде чем вышел на трибуну.
Большую роль сыграло и то, что не оправдался прогноз Ромни, будто избиратели накажут Обаму за высокий уровень безработицы. Хотя, согласно экзит-поллу, экономика была для избирателей главной темой, они считали виновным в плохом состоянии экономики Джорджа Буша-младшего, хотя уже в январе 2009 года его сменил у руля нынешний президент.
Другая важная причина, почему Ромни неожиданно уступил почти во всех ключевых штатах, был неверный расчет на то, что разочарованные нынешним президентом избиратели, которые помогли Обаме победить в 2008 году, в этот раз останутся дома.
На самом деле молодежь, латиноамериканцы и афроамериканцы голосовали практически так же активно, как и четыре года назад. Это оказалось неожиданным для рес-публиканцев, которые прежде всего в Огайо рассчитывали, что для победы окажется достаточно голосов белых людей и других слоев населения, голосующих в основном за Ромми.
Ничейный результат
По словам основателя фирмы опросов Zogby International Джона Зогби, демографический состав населения США меняется постоянно. Доля белых избирателей (в этот раз их было 72 процента) снижается с каждыми следующими выборами, в то же время доля латиноамериканцев выросла уже до 10 процентов. Это сильно сказывается на результатах голосования.
«Эти выборы заранее были обречены на ничейный результат, поскольку и народ находится в ничейном состоянии, — констатировал он. — Если посмотреть на демографические показатели, то можно сказать, что мы находимся в переломной точке».
Это означает, что изменение демографической ситуации в США работает против республиканцев, поскольку сейчас большинство их сторонников — белые.
А как показали нынешние президентские выборы, большинство чернокожих и латиноамериканцев предпочитают демократов. Если республиканцы не научатся конкурировать с демократами в этих группах населения, то им трудно будет рассчитывать на победу на будущих выборах 2016 и 2020 годов.
«Думаю, что можно довольно безопасно в спорах ставить, как весьма самоуверенно предсказывает один из моих коллег, что это последний раз, когда обе партийные кандидатуры на посты президента и вице-президента были представлены белыми (Ромни и Райан)», — заявил старший редактор агентства новостей Politico Александер Бернс.
По его словам, американцы уже давно готовы сломать стереотип, который за редкими исключениями существует уже более двух столетий.
«Государство слишком пестрое, появилось много известных политиков из числа женщин, чернокожих и латиноамериканцев, чтобы партии продолжали выставлять в кандидаты людей подобного типичного образа», — считает Бернс.