Примерно месяц назад член Рийгикогу от Партии реформ Мати Райдма высказался в отношении завершенного тогда русскоязычного фильма «Политик Мати Райдма и укрощение огня», что он «не видит проблемы в том, что русских знакомят с эстонскими политиками».
При поддержке государства сняли кино о реформистах
Этот фильм сняло AS Inforing, финансирование шло со стороны Целевого учреждения интеграции и миграции Meie Inimesed (Наши люди. — Эст.), или MISA, которое действует при поддержке государственных и европейских денег.
Исполнительным руководителем MISA является Татьяна Муравьева, председателем совета Лайне Рандъярв. Обе дамы являются ведущими политиками Партии реформ — Муравьева несколько созывов была членом Рийгикогу, а нынешний вице-спикер парламента Рандъярв руководила городом Тарту и Министерством культуры.
В среду выяснилось, что MISA выдавала деньги для съемки нескольких короткометражных фильмов, которые знакомили с политиками Партии реформ.
В их числе, например, выходец из Ида-Вирумаа Мати Райдма. Сняли фильм и о Кристийне Оюланд, которая тоже традиционно выставляет свою кандидатуру в Ида-Вирумаа, — «Кристийна Оюланд на земле, под землей и на море». О выставляющей свою кандидатуру в столичном Ласнамяэ Кейт Пентус-Розиманнус сняли фильм «С министром окружающей среды о природе и сути жизни».
Фильм «Андрей Коробейник из электронной Эстонии» рассказывает о реформистском парламентарии, который, по слухам, на местных выборах в будущем году выдвинет свою кандидатуру в Таллинне. Кроме того, были сняты фильмы о реформистах, выступавших на местном уровне: Тийне Локк, Яанике Мёлдер и Маргусе Тиммо.
Отрицает конфликт
Всего за деньги MISA было снято 12 примерно получасовых фильмов о деятелях культуры и бизнесменах, но из политиков были представлены только реформисты.
«Это все интересные люди. Райдма интересный человек. Оюланд знаю я лично», — рассказал руководитель Inforing Дмитрий Смирнов. По его словам, тут нет никакой коррупции или конфликта интересов — просто он искал интересных людей, с которыми можно познакомить русского зрителя.
Концепция фильмов такова: ведется рассказ о каком-то известном эстонце, и его связывают с какой-то деятельностью, ремеслом или местом в Эстонии. Герой рассказывает о своем детстве, учебе и работе и т.д.
Райдма, фильм о котором рассказывает о кузнечном ремесле и о нем как по фолитике, отрицает конфликт интересов. «Когда мне сделали предложение, то я не знал, что фильм финансируется целевым учреждением интеграции», — уверил он.
Независимая комиссия
Постороннему наблюдателю бросается в глаза конструкция — государственные деньги, руководимое реформистами целевое учреждение, деньги выделяются на рассказывающие о реформистах фильмы — странно все это, но вот Райдма проблем в этом не видит. Политик заявляет, что сначала не знал, откуда шли деньги, а когда узнал, то не увидел вызывающих вопросы проблем.
По словам руководителя по коммуникациям MISA Меэлики Хирмо, проекты оценивала независимая оценочная комиссия, а не руководители учреждения. Но при этом она не сумела обосновать, в чем была причина того, почему решили выделить фирме Inforing 77 000 евро на проект «Известная и неизвестная Эстония» для съемки этих самых фильмов.
В оценочную комиссию входили реформисты Ольга Бурмакина (советник заместителя председателя Лайне Рандъярв), Евгений Журьяри-Осипов (главный специалист отдела культурного многообразия Министерства культуры), Трийн Вихалемм, Пилле Петерсоо и Хилле Хинсберг.
По словам Бурмакиной, она не знала, что в фильмах будут выступать видные политики-реформисты. Она сообщила, что в документах не было написано, кто станет главными героями фильмов.
Социал-демократический парламентарий Евгений Осиновский, который и довел в среду до общественности эту историю, выступив с речью в Рийгикогу, сказал, что ему неизвестно, как реформисты попали в герои фильмов, есть тут коррупция или нет, но то, что это ненадлежащее расходование государственных средств, — факт.
«Партия реформ старается спрятаться за технические нюансы — мол, независимая комиссия, мы не знали — но по крайней мере косвенный конфликт интересов налицо», — считает Осиновский.
MISA: комиссия не исходила из партийных интересов
В проектном ходатайстве «Известная и неизвестная Эстония» AS Inforing не был приведен список интервьюируемых лиц, и по этой причине оценочная комиссия, которая рассматривала проект, не могла исходить из партийных интересов, сообщил MISA в пресс-сообщении.
«Проектные конкурсы нашего целевого учреждения (SA) не оценивают сотрудники SA, и руководитель также не участвует в процессе оценки. Проекты оцениваются известными в сфере медиа людьми, как, например, Трийн Вихалемм, Пилле Петерсоо, Хилле Хинсберг, Ольга Бурмакина, в качестве представителя спонсоров выступает Евгений Журьяри-Осипов.
Министерство культуры осуществляет право учредителя фонда MISA, участие министерства в работе оценочных комиссий является обычной практикой. В рамках данного проектного конкурса Министерство культуры занималось и его финансированием», — прокомментировал руководитель подразделения гражданского образования и миграции Райн Санник.
По его словам, при наличии списка интервьюируемых лиц оценочная комиссия обязательно потребовала бы от получателей поддержки гарантии более весомой политической сбалансированности проекта.
«В отношении долгосрочных проектов требовать точных поименных списков не принято и необоснованно, получатели поддержки впоследствии не могут гарантировать готовность конкретных людей принимать участие в проекте», — добавил Санник.