Пациенты могли бы больше доверять семейным врачам

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
иллюстрация: Pm

 На самом деле помощь врачей-специалистов нужна гораздо меньшему числу пациентов, — утверждают исследования и уверяют врачи. Большинство проблем могли бы решить семейные врачи.

Пока идет обсуждение, имеют ли больницы моральное право поднимать плату за визит с трех евро двадцати центов до пяти евро, десятки тысяч пациентов годами соглашались платить за возможность попасть к врачу гораздо больше — несколько десятков евро. И это не в частной клинике.

Житель Сааремаа, страдающий от боли в ноге, был потрясен, когда по рекомендации семейного врача попытался попасть к столичному частному доктору: он слышал, что очереди к врачам длинные, но не представлял, что за деньги можно купить себе место поближе к началу очереди — именно такую возможность ему предложили в регистратуре одной больницы.

«Где же я возьму такие деньги?!» — недоумевал мужчина, которому раньше не доводилось ездить к врачам на материк.

Как у него, так и у многих других людей, которым приходилось работать не покладая рук и платить взносы больничного страхования на солидарной основе, возникло чувство досады от того, что за возможность попасть к врачу нужно доплачивать.

Суммы могут варьироваться в диапазоне от 14 до нескольких десятков евро, а если придется еще и проводить исследования, то пациенту, пришедшему на платный прием, придется оплачивать и дорогостоящее обследование.

Вызывает недоумение у пациента
Например, стоимость обследования посредством компьютерной томографии может достигать почти 300 евро. «Немало тех, кто платит за первый визит, чтобы быстрее попасть к врачу», — отмечает пресс-секретарь Эстонского представительства пациентов Анне Вескимейстер.

Таким образом можно было бы попасть на прием к врачу в тот же день, но обычно все-таки приходится ждать приема долгими днями, а то и неделями, а к некоторым особенно востребованным специалистам — и месяцами.

Очереди растут даже на платный прием.
Далеко не все врачи ведут платный прием, но в т.н. государственных больницах есть и такие врачи, которые даже не проводят бесплатных приемов, то есть которые оплачиваются за счет Больничной кассы.

Число таких врачей в процентах невелико — на платной основе ведется всего несколько процентов от всех приемов, а от общего оборота больниц, достигающего нескольких миллионов, это составляет менее одного процента.

Однако как для больниц, так и для врачей с медсестрами платные услуги являются не слишком значительным, но все же довольно надежным источником дополнительных заработков.

Параллельное предложение платных и бесплатных услуг одним и тем же медицинским учреждением порождает замешательство, — отмечают исследователи Тартуского университета в ходе проведенного год назад мониторинга, посвященному мошенничеству и коррупции в системе здравоохранения.

«Неосведомленность, сопряженная с платными услугами, или уязвленное чувство справедливости опасны тем, что если (даже) законное приобретение первоочередного места (в очереди) считается коррупционным, может случиться, что даже приобретение права на первоочередную помощь неофициальным образом будет восприниматься более легко», — отмечают исследователи.

Они рекомендовали взвесить возможность не предлагать бесплатные и платные услуги по одному профилю в одном медицинском учреждении. Это означает, что больницы по линии программы развития сети стационаров не будут предлагать бесплатные услуги, а частные клиники будут предлагать только платную медицинскую помощь, то есть их не финансирует Больничная касса.

Поскольку по многим специальностям или часто в отношении конкретных врачей спрос превышает возможности Больничной кассы, больницы не заинтересованы в учете данного предложения.

Причем это справедливо как для государственных, так и частных больниц.
Авторы исследования отметили и другое противоречие в отношении платных услуг, предлагаемых финансируемыми за счет Больничной кассы стационарами, ведь хотя с точки зрения больниц это необходимый дополнительный доход, среди пациентов это порождает неравенство.

«Таким образом, доступность услуг медицины повышается лишь для наиболее состоятельных пациентов», — заключают исследователи.

«Если пациент начинает лечиться платно, то этот случай заболевания считается полностью платным», — пояснила пресс-секретарь Центральной больницы Ида-Таллинна Свеа Талвинг. «И если врач считает необходимым вновь пригласить пациента на прием (тогда уже бесплатно. — Ред.), то, согласно закону, для этого необходимо направление», — напомнила она.

То есть больной снова будет ждать в общей очереди, если не готов вновь платить из своего кармана.

«Есть пациенты, которые при помощи платного приема хотят побыстрее попасть к врачу, но встречаются и такие, кто пользуется возможностью платного приема, чтобы попасть на прием без направления от семейного врача», — пояснила пресс-секретарь Северо-Эстонской региональной больницы Инга Лилль и добавила, что платными услугами часто пользуются люди, не имеющие медицинской страховки.

Весенний эксперимент себя оправдал
Платный прием, обследования и лечение в стационарах ведется в больницах уже годами. Лилль пояснила, что, предлагая такую возможность, больница исходила из принципа, что если у больницы по какой-то специальности имеется профессиональный потенциал и готовность работать больше, чем это возможно на основании договора с Больничной кассой, то можно предложить услуги на платной основе.

Огромный спрос и очень длинные очереди — ко многим специалистам отнюдь не вмещающиеся в максимально допустимые по закону шесть недель, но тянущиеся месяцами — а также готовность пациентов платить, отчасти обусловили исторически сформировавшуюся у жителей Эстонии веру во врачей-специалистов.

На самом же деле многие ответы на вопросы о своем здоровье можно получить и у семейных врачей.

Весной семейные врачи опробовали систему электронных направлений e-saatekiri, целью которой является облегчить пациентам доступ к врачам-специалистам в другие больницы.
Когда семейный врач проводил необходимое первичное обследование, то направлял в больницу электронное направление вместе с пояснением, какое именно заболевание он подозревает и насколько срочно пациент нуждается в осмотре специалистом.

В больнице специалист
изучал направление, и в зависимости от остроты проблемы пациенту назначалось время приема.
Эксперимент себя оправдал, и с нового года этой системой (но теперь уже за счет Больничной кассы) могут воспользоваться все желающие.

Для семейных врачей было удивительно другое: тех пациентов, которые нуждались в помощи врачей-специалистов, оказалось на удивление мало. Это еще раз подтвердило то, что семейные врачи чувствуют изо дня в день: жители Эстонии очень верят во врачей-специалистов.

«Во время эксперимента, продолжавшегося в течение трех месяцев, из 6000 пациентов нашего центра семейных врачей только около 20 получили направление», — отметила член правления общества семейных врачей Аннели Тальвик.

По ее словам, в проект, правда, не вошли травматология и ортопедия, которые увеличили бы число направлений, но в большинстве случаев, когда хороший семейный врач делает свое дело, на самом деле потребность во врачах-специалистах очень мала.

Семейные врачи, участвовавшие в проекте, были удивлены, узнав откуда берутся эти сотни тысяч пациентов, посещающих наших врачей-специалистов. Например, в одном только Клиникуме Тартуского университета в год на приеме бывает свыше 450 000 пациентов.

«Те, кто должны регулярно посещать врачей-специалистов, составляют меньшинство: тяжелые ревматические больные, онкологические пациенты, очень тяжелые сердечники, общая численность которых составляет всего несколько процентов от всей многочисленной массы», — уточняет Тальвик.

Еще один семейный врач признался, что если в глазах пациентов он хочет выглядеть хорошим семейным врачом, то ему приходится каждому желающему выдавать направление к врачам-специалистам.

«Я должен разъяснить каждому человеку, почему ему нужен врач-специалист, но если человек по-прежнему настаивает и не доверяет мне, то я даю ему направление», — признался семейный врач из Харьюмаа, пожелавший остаться анонимным. Так и образуется перегрузка у врачей-специалистов, а также длинные очереди, поскольку обращения бывают и по самому пустяковому поводу.

Система требует изменений
Семейный врач из Ляэнемаа Андри Мерило так просто не направляет своих пациентов к таллиннским специалистам. Особенно, когда в больнице Ляэнемаа есть специалист, с которым можно проконсультироваться относительно диагноза. Мерило признается, что некоторым пациентам он все-таки уступил и выдал направление, чтобы больной пошел и обследовался за свои деньги.

С другой стороны, врачи-специалисты говорят, что есть немало семейных врачей, которые снова и снова направляют одного и того же пациента к специалисту, хотя тот уже неоднократно обследовал этого больного и установил, что проблемы нет или она не требует вмешательства специалиста. «Иногда возникает ощущение, что семейный врач просто не умеет читать, — говорит ревматолог Тыну Пеэтс. — К сожалению, наша система такова, что врачи первого уровня и специалисты действуют в различных системах».

Тальвик признает, что уровень семейных врачей, к сожалению, различается, и выражает сожаление, что государство их контролирует мало, и не выдвигает ясных требований относительно работы семейного врача. При этом она критически относится к больницам, которые вновь и вновь вызывают пациентов назад.

«Похоже на то, что больницы гоняют своих пациентов внутри корпусов, хотя могли бы возвращать их обратно к семейным врачам.

Вот хотя бы простой гипертоник, который каждые полгода посещает уважаемого кардиолога, поскольку его приглашают туда по сути лишь для того, чтобы измерить давление и выписать новый рецепт. Хотя вести постоянное наблюдение за таким пациентом мог бы и семейный врач, — отмечает Тальвик. — Сам пациент до этого не додумывается и не пытается спорить со специалистами».

Тальвик видит в первую очередь давление со стороны больниц — чем больше отметок о явившихся на прием, чем больше обследований и тем больше средств получает больница. Но врачи-специалисты перегружены, и очень грустно, что им приходится заниматься пациентами, которые в этом не нуждаются.

«Весной даже врачи-специалисты после экспериментального проекта с электронными направлениями заявили, что их работа была бы более интересна, если бы они могли заниматься только сложными пациентами», — вспоминает Талвик.

Поэтому пациент, действительно нуждающийся в помощи врача-специалиста, в силу нынешних привычек и особенностей системы не может быстро попасть на прием или вынужден делать это за свои деньги.

Больным сложно попасть к специалистам

Семейные врачи признают, что за последние пять-семь лет ситуация изменилась. «Очень многие мои коллеги — и я в том числе — еще пять лет назад бронировали время приема у врача-специалиста самостоятельно: звонили в регистратуру или сразу же знакомому специалисту и старались забронировать время», — вспоминает член правления Общества семейных врачей Аннели Тальвик.

«Сейчас мы этим практически не занимаемся, поскольку нет времени висеть на телефоне, звонить в регистратуру, а потом неудобно звонить знакомому, у которого и так большая нагрузка, и просить его пойти навстречу, мол, прими моего пациента, ему действительно требуется помощь», — добавила Тальвик.

Больницы придерживают часть часов приема для семейных врачей, чтобы пациенты, которым срочно потребуется помощь, могли бы попасть на прием к специалисту через семейного врача. Когда эту систему создали, на некоторое время стало полегче, но очень скоро выяснилось, что спрос намного превышает предложение.

Вот и получается, что человек, который, возможно, нуждается в помощи специалиста впервые в жизни, вынужден погрузиться в необъятную систему. Внешне все вроде бы просто: пациент по телефону бронирует первый возможный номерок, а если умеет пользоваться э-регистратурой, то заказывает через нее.

Но графики приемов врачей открываются в разные дни, и для того, чтобы записаться к особо востребованным специалистам, для начала нужно знать, когда же наступит тот самый день. Но даже этого недостаточно, потому что здесь действует правило: кто успел, тот и съел. Те, кто уже имеет опыт хождения по врачам, в нужный день сами идут в регистратуру рано утром, чтобы заказать номер в живой очереди. Такой возможностью пользуются преимущественно пожилые люди.

Остальные же вновь испытывают удачу, заказывая номерок через регистратуру, но не всегда успешно, и поэтому через месяц в нужный день и час им опять приходится пытать счастья.

Есть также возможность записаться на платный прием, но даже там могут быть очереди. Больные знают, что из-за враждебности системы пациенту бывали случаи, когда промедление с лечением имело более серьезные последствия. Уже несколько лет ведутся разговоры о создании общереспубликанской системы очередей к врачам-специалистам, которая была бы прозрачна для пациентов и где можно было бы забронировать время на прием к специалисту. Однако разговоры так и остались разговорами.

Наверх