Понедельник был отмечен сразу двумя заявлениями об отставке руководителей государственных учреждений. Руководитель Департамента полиции и погранохраны Райво Кюйт и председатель правления EAS Юлари Аламетс подали заявления об отставке после того, как стало известно о беспорядке в возглавляемых ими учреждениях, и общественность и пресса основательно и довольно долго обсуждали эту скандальную ситуацию.
Отставка открывает возможности решения возникшей проблемы
Как мы убедились за последние полгода, наши политики не склонны рассматривать уход с поста как достойное решение, даже если они замешаны в крупном скандале.
Скорее они будут намекать на то, что ошибки должен исправлять тот, кто их сделал, иначе говоря, виновник должен остаться на своем посту. Может, эта параллель и не совсем уместна, но точно так же до самой смерти исправлял свои ошибки и товарищ Брежнев.
Этический кодекс публичной службы записан в законе. Его пункт 10 гласит: «Чиновник в своей деятельности всегда ставит общественные интересы выше ведомственных».
Ведомственные интересы могут вынудить замалчивать нарушения, однако в случае с полицией и EAS это явно было не в общественных интересах. Мы видим, что замалчивание проблемы обернулось против этих учреждений и их руководителей.
Урок, который мы извлекли из этих историй, состоит в том, что замалчивание нарушений может привести к скандалу, в центре которого оказывается сам факт замалчивания проблемы. Теперь возникает вопрос, какие еще плохие сюрпризы нас ждут.
Разумеется, отставка руководителя учреждения сама по себе никаких создавшихся системных проблем не разрешит. Надо, чтобы были выявлены причины совершенных ошибок и при необходимости проведены изменения в функционировании учреждения. Но уход прежнего руководителя открывает дорогу новым людям, которые смогут смело действовать, поскольку они не были замешаны в скандале.
Поэтому удивляет решение министра внутренних дел о том, что он не передаст заявление об уходе генерального директора полиции в правительство раньше марта следующего года. Можно задаться вопросом, а может ли министр внутренних дел принимать однозначно понимаемые, четкие решения.
Точно так же гендиректор Департамента полиции и погранохраны не мог решить вопрос о пригодности виновных в совершении ошибки полицейских для занимаемой ими должности. Такая нерешительность ударила по нему бумерангом, обернувшись скандалом, в результате чего пострадал престиж всего учреждения.
Безусловно, министр внутренних дел должен объяснить общественности Эстонии, какие изменения будут проведены в департаменте и что это за задачи такие стоят перед гендиректором, которые до марта 2013 года не сможет выполнять никто другой, кроме Райво Кюйта.