Представляется, что пока эстонскую интеллигенцию слабо волнует право на самоопределение русской школы, преследование русскоязычных активистов и т.п., русскоязычная аудитория будет платить ей тем же – т.е. скепсисом в отношении ее гражданских инициатив. Можно сколько угодно говорить о том, что горстка комментаторов не отражает позиций всей русской общины – это примерно тот же упрек, что бросил сегодня президент Ильвес в адрес самих подписавших Хартию. «Нельзя узурпировать демократию» - но можно обозначить тенденцию.
Можно не разделять позиции Яны Тоом, но трудно не заметить передергиваний в ежегоднике КаПо и в ходе судебного процесса Тоом против этой организации (отсылаю к подробному материалу нашего еженедельника). Можно как угодно относиться к Алисе Блинцовой, но нельзя не «оценить» тот факт, что человека отстранили от работы лишь по подозрению (довольно нелепому, на взгляд постороннего человека) в совершении преступления, хотя сам факт его еще не доказан – в то время как главу полиции отправить в отставку мы не можем, несмотря на вскрывшиеся нарушения.
Вполне, впрочем, понятно, что вникать в подробности русской гражданской активности и ее подавления у эстонских демократов нет желания – хотя бы и под тем элегантным предлогом, что все мы живем в одном обществе и проблемы должны решать сообща, а не делясь по национальному признаку. Все это правильно и неправильно. Правильно, что все мы – часть одного общества. Неправильно, поскольку общество так или иначе состоит из разнородных групп – пенсионеров и молодежи, рабочих и профессоров, русских и эстонцев, курильщиков и сторонников здорового образа жизни и т.д. У каждой из этих групп свои политические интересы, с которыми необходимо считаться. И пока мы не приучим себя быть внимательными к проблемам изначально чуждых нам социальных групп, отбросив в сторону существующие стереотипы, никакие хартии, никакое изменение политической системы, никакая смена политических поколений нам не помогут.