Между тем «политическая ответственность» - вполне себе понятная штука, имеющая непосредственное отношение к принципу разделения властей. Политическую ответственность несут не партии, а органы представительной власти в случае, если принятые ими нормативные акты отменяются судом, как правило, высшим. Почему этот тип ответственности называется «политической», не знаю, но могу высказать догадку, что парламенты наказываются за то, что принимают вместо законного политическое решение.
В Эстонии путь к политической ответственности Рийгикогу самим Рийгикогу заблокирован практически намертво. Человек не может обратиться в коллегию по конституционному надзору Государственного суда сам, для этого ему, по принятому Рийгикогу же закону, нужен посредник – суд, канцлер юстиции, собрание местного самоуправления. На праздновании 70-летия института канцлера юстиции бывший председатель Государственного суда Уно Лыхмус цинично заявил, что законы в Эстонии становятся все лучше и лучше, так как количество дел по конституционному надзору – все меньше и меньше. Вроде как не дурак, а значит – подлец, так как заявлять такое – значит врать.
Итого: для появления «политической ответственности» надо расчистить дорогу конституционному надзору. Первое правило бизнеса – убрать посредников. Штук 300 заявлений от себя лично – обещаю.
Другой тип ответственности власти – материальная. Компенсация морального вреда тем, кого власть неправомерно обидела. Рийгикогу же принял особый закон о своей (без)ответственности, и административные суды призваны эту безответственность охранять. NB! Объективно административные судьи должны избираться народом. Приведу только два аргумента в пользу этой необходимости. Первый: как административный судья может рассматривать дело против государства, если он назначен государством и получает от него зарплату? Второй: как решения в деле, например, «Середенко против Эстонской Республики» могут выноситься… «именем Эстонской Республики», т.е. именем ответчика? О каком равенстве сторон тут может идти речь? Решения административных судов должны выноситься «именем закона».